Виктор Шкулёв, президент Hearst Shkulev Media, председатель совета директоров «ИнтерМедиаГруп»: «Мы вступаем в эпоху стабильности»

Издательский дом Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп – один из ведущих игроков российского рынка прессы, чей портфель сегодня включает в себя проекты, направленные на самые разные слои населения. Помимо активной работы в различных нишах печатной прессы – от бесплатных рекламных газет до журналов премиального сегмента – ИД активно осваивает цифровое пространство, развивая собственную сеть региональных порталов, сайты и мобильные версии своих журналов. Об особенностях и нюансах, с которыми компания сталкивается на этом поприще, НСМИ рассказывает Виктор Шкулёв, президент Hearst Shkulev Media, председатель совета директоров «ИнтерМедиаГруп».

- Во время прошедшей в октябре конференции «МедиаБизнес: территория Digital» вы рассказывали о том, что структурировали свой бизнес в интернете по трем направлениям…

- Да. Первое и наиболее значимое для нас – это региональная сеть городских порталов, второе – WomensNetwork, сеть женских сайтов, и третье – это мужское направление, куда относится сайт Maximonline.ru.

- Есть мнение, что интернет в регионах не очень развит. Почему вы решили вкладываться в региональную сеть городских порталов?

- Прежде всего, опираясь на географические особенности и особенности демографического распределения населения России. Большинство российского населения проживает в регионах. И на нынешний момент в регионах интернет все еще развивается более высокими темпами. Сегодня проникновение интернета в Москве и Санкт-Петербурге находится на уровне 75%, в городах-миллионерах – на уровне 70-71%, в городах с населением от полумиллиона до миллиона – варьируется от 55% до 70%.

В нашем понимании, количество интернет-пользователей будет расти неизбежно. Точные цифры пока сложно прогнозировать, но, по-видимому, в ближайшем будущем в крупных городах можно будет рассчитывать более чем на 80% проникновения, в малых городах – на 70%. Но уже сейчас уровень развития интернета в России один из самых высоких в Европе, к тому же, самые крупные европейские интернет-компании находятся у нас.

Мы посчитали, что у бизнеса в региональном интернете есть будущее, по крайней мере, в том формате, в котором мы туда пришли. Поэтому мы решили рискнуть.

- Сеть региональных порталов, которую вы развиваете с прошлого года, сегодня покрывает 12 городов России. Как вы планируете расширять ее?

- Одним из основных способов вхождения на этот рынок для нас стала ставка на приобретение существующего бизнеса с целью быстрого продвижения. Поэтому изначально мы приобрели два лидирующих региональных сайта – Ngs.ru и E1.ru, – которые стали ядром строящейся и развивающейся сети. Развивать сеть дальше мы будем по нескольким основным направлениям.

Во-первых, мы продолжаем изучать возможности для приобретения региональных интернет-проектов. Сейчас мы находимся одновременно в нескольких переговорах, и очень рассчитываем, что нам удастся продолжать приобретать интересующий нас бизнес.

Во-вторых, мы, безусловно, занимаемся развитием имеющихся ресурсов, каждый из которых находится сегодня на определенной стадии и имеет большой потенциал.

В-третьих, мы запускаем новые ресурсы. В сентябре мы запустили «НГС. Краснодар» (Ngs23.ru). Для нас это знаковый проект, и его успешность вселяет надежды, что мы и дальше можем рассчитывать на удачные запуски.

- А как обстоят дела с направлением WomensNetwork?

- В женской сети мы имеем набор сайтов, таргетированных на разные группы пользователей. К примеру, порталы Elle и MarieClaire ориентированы на женщин, интересующихся модой, красотой, темами, связанными с образом жизни. Сайт StarHit направлен на женщин, интересующихся светской жизнью и жизнью звезд. Сайт WomansDay предоставляет широкий спектр информации, ориентированной на женщин с самыми разнообразными интересами – будь то новости, светская жизнь, семья, отношения, кухня, здоровье и прочее.

Одна из задач, которую мы решили в течение этого года – это объединение всех женских сайтов в одну сеть, которую мы предлагаем нашему рекламодателю. Аудитория этой сети включает в себя самые разнообразные и при этом непересекающиеся группы пользователей, объединенных в то же время какими-то признаками. Нам кажется, что мы в какой-то степени предоставляем уникальный сервис, поскольку через разные ресурсы мы объединяем достаточно большой траффик, и в ядре нашей аудитории находится очень активный потребитель рекламы. То, каким образом мы развиваем этот проект – одна из интересных задач, которые мы относительно успешно решаем.

- Какие предварительные итоги вы можете подвести по проекту Maximonline.ru?

- Мы, по сути, создали очень универсальный продукт, который реализован в по-настоящему мультимедийной концепции. Другие наши проекты тоже мультимедийны, но MAXIM в данном случае передовик. У MAXIM есть электронное приложение «Оживлятор», с помощью которого можно «оживить» любую страницу журнала, есть мобильная версия издания, сайт, который является самостоятельным и самодостаточным проектом. В то же время мощнейшим источником развития проекта является накопленный годами опыт, знания и единая команда, которая выпускает контент под брендом MAXIM на разных платформах. Сейчас мы работаем над несколькими новыми решениями для MAXIM.

На примере MAXIM мы очень четко видим, как происходит конвергенция, и осознаем, что в современных условиях наш читатель не живет в каком-то одном из пространств, потребляя только журнал, только сайт или мобильную версию. Большинство пользователей живут одновременно в нескольких измерениях. Та концепция, в которой мы работаем, позволяет нашему пользователю получать информацию через разные каналы, используя преимущества этих каналов – ведь всегда есть контент, который можно выгоднее преподнести в прессе, в интернете или в мобильной версии. Реализация этой концепции – одна из важнейших задач, которые мы с MAXIM сегодня решаем.

 

- Как создается контент в ваших других проектах, не считая MAXIM, – все делает одна редакция, или у сайтов и печатных изданий отдельные редакции?

- Сегодня над нашими проектами работают универсальные команды. Я рассказал об этом сейчас на примере MAXIM, поскольку журнал является и первопроходцем, и наиболее мультимедийным проектом. Все остальные издания сейчас также переходят на модель, когда весь контент должна создавать и дистрибьютировать по разным каналам одна команда.

 

- Недавно вы запустили мобильную версию журнала-телегида «Антенна-Телесемь». Что побудило вас к этому?

- Вообще если говорить про мобильные версии, то сегодня в какой-то степени можно говорить о достаточной развитости этого рынка. Значительное количество журналов, в том числе и на российском рынке, имеет свои мобильные версии. В нашем случае мобильные версии есть у большинства журналов. Мы долго думали, в каком формате создать мобильную версию для журнала «Антенна-Телесемь», и, в конце концов, пришли к выводу, что наиболее подходящим решением может стать так называемая цифровая копия. Она оказалась достаточно востребованной: сегодня «Антенна-Телесемь» уже занимает первую позицию в рейтинге мобильных приобретений. Нам кажется, что это неплохое дополнение к бумажной версии издания.

 

- Как в целом вы оцениваете рынок приложений изданий для мобильных устройств?

- Пока рынок мобильных приложений для планшетов очень маленький, если мы сравниваем его с бизнесом в интернете, а там более с бизнесом в журналах. Но, тем не менее, в тот век, в котором мы живем, для нас важно предоставлять весь пакет возможных услуг нашим читателям и рекламодателям, которые тоже сейчас ищут самые разные способы достичь своего потребителя. И если существует такой вариант, как мобильное приложение для планшета, то почему нет? Мы пробуем себя и здесь.

 

- Продаете ли вы рекламу в мобильных версиях как бонус к рекламе в печатном издании?

- Пока нет, мы продаем мобильную рекламу, как самостоятельное предложение.

 

- В целом, какую примерно часть от общих доходов изданий приносят мобильные версии?

- Это все пока то, что называется «peanuts» на английском или «гроши» – на русском языке. Пока эти доходы нужно рассматривать под увеличительным стеклом в общем доходе медиагруппы.

 

- Некоторые издатели в последнее время говорят о том, что в условиях кризиса рынка распространения в будущем планшеты станут альтернативным вариантом дистрибуции издательского контента. Каково ваше мнение на сей счет?

- Не думаю, что приложения для планшетов как раз то самое решение, которое заменит бумажную прессу. Пресса – это старейшее медиа, которое существует на рынке столетиями, как и театр. Пока темпы роста подписок на мобильные решения не такие высокие, как нам бы хотелось, хотя индустрия делает многое для того, чтобы это предложение раскручивалось на рынке.

 

- Как вы оцениваете ситуацию на рекламном рынке прессы сегодня?

- Текущий год – это первый год, когда пресса лишилась рекламы алкоголя и лишается рекламы табака. Безусловно, пресса понесла достаточно большие потери, как в свое время большие потери понесли телевидение, радио и наружная реклама. Но если говорить про другую часть рекламного рынка, за пределами сегментов табака и алкоголя, то рынок рекламы стабильный, с небольшим ростом, особенно если мы говорим про журналы.

За плечами у российского журнального рынка 17-18-летняя история, и, если не считать кризисов 1998 и 2008 годов, это был период роста. И вот сейчас мы вступаем в другую эпоху, которую пока я воспринимаю как эпоху стабильности. Мы работаем уже не на растущем рынке, что особенно остро чувствуется в этом году. Тем не менее, мы исходим из того, что рынок по-прежнему большой, привлекательный и позволяет делать очень многое. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы с определенной уверенностью делать бизнес и строить планы на будущее.

 

- Для каких изданий, в таком случае, наступившая эпоха наиболее благоприятна?

- Конечно, есть группы изданий, которые в сегодняшних условиях теряют бизнес более высокими темпами, а есть более-менее стабильные или даже растущие проекты. В нашем же разнообразном портфеле пока нет изданий, которые слишком много теряют – либо ситуация стабильная, либо имеется определенный рост. Например, у нас растут журналы в топовом сегменте – Elle, MarieClaire, – продажи «Антенны-Телесемь», даже с учетом потери рекламы алкоголя, не падают, растет журнал StarHit – и в тиражах, и особенно приятно отметить двузначный рост в рекламных продажах.

 

- Издатели на Западе ищут дополнительные источники дохода, запуская сервисные услуги на сайтах и вкладывая в электронную коммерцию. А как к этому относитесь вы? Планируете ли развиваться в этом направлении?

- Мы только что приняли решение отказаться от бизнеса в электронной коммерции. Мы считаем, что этим нужно заниматься как совершенно отдельным самостоятельным бизнесом, к которому нужен совершенно иной подход, нежели тот, который мы генерируем в медиакомпании. Поэтому решили не распыляться, а сосредоточиться на том, что умеем делать лучше. Мы считаем, что реализация мультимедийной модели в формате так называемой «стратегии 360 градусов» – это наиболее перспективное направление.

 

- Какие из событий, происходивших в этом году и существенно повлиявших на медиарынок, вы можете отметить, за исключением запрета на рекламу алкоголя и табака в прессе?

- В медиабизнесе есть достаточно серьезная проблема, связанная с борьбой за соблюдение авторских прав, вылившаяся в принятие закона о борьбе с интернет-пиратством. У нас такое специфическое государство, что мы понимаем, что здесь речь идет не только о борьбе за соблюдение авторских прав, но и в какой-то степени о попытке через законодательство усилить контроль над СМИ. Пока в этом вопросе еще много непонятных нюансов, и мы не знаем, что из этого может получиться в итоге.

 

- Как на ваш взгляд будет развиваться рынок прессы в следующем году?

- Я бы не хотел что-то прогнозировать. Но, по крайней мере, я вижу, что есть все предпосылки делать бизнес, которым мы занимаемся, успешным. Пока рано говорить об итогах, но теперь, когда наступил уже предпоследний месяц текущего года, начинаешь понимать, что год сложился достаточно неплохо. Мы уже спланировали бюджет на будущий год, и он, как и прежде, достаточно амбициозен. Смотришь на будущее и понимаешь, что поводов для больших огорчений нет, а даже если они и появятся, то для них всегда найдутся те или иные решения.

Источник: журнал «Новости СМИ» №22(379), ноябрь 2013 г.