Доклад Д.В. Мартынова, президента АРПП, на заседании круглого стола в Государственной Думе РФ

18 декабря с.г. в рамках прошедшего в Госдуме РФ круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ» состоялось выступление президента АРПП Д.В. Мартынова. Тема доклада  - «Актуальные проблемы российского рынка распространения печатных СМИ». 

В начале своего выступления Д.В. Мартынов рассказал участникам заседания о поездке делегации руководителей предприятий розничного распространения прессы из различных регионов РФ в Германию с целью изучения рынка продаж печатных СМИ и обмена опытом. По словам немецких распространителей, законодательной базой для развития отрасли является Конституция Германии. 

В Конституции нашей страны также обозначены свобода слова и свободный доступ к информации как одни из базовых принципов правового государства. В статье 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода массовой информации. Цензура при этом запрещается. 

По мнению Д.В. Мартынова, несмотря на то, что все права и свободы закреплены в главном документе страны, законодательные акты не работают так, как это происходит в Европе.

Президент АРПП опроверг утверждение о скорой гибели печатных СМИ. «Пресса была, есть и будет», - сказал он. Пресса не только и не столько источник информации, сколько составляющая культурной жизни населения России.

Затем Д.В. Мартынов представил вниманию участников заседания структуру рынка печатных СМИ в России. На сегодняшний день в нашей стране существует 65 тысяч наименований периодических изданий, в том числе 471 ежедневная газета. Национальных из них только 24. Вся периодика подразделяется на более чем 50 тематических групп, затрагивающих информационные и культурно-досуговые потребности населения Российской Федерации.

Для лучшего понимания процессов, происходящих на рынке розничной торговли печати в России, Д.В. Мартынов сделал обзор отрасли в странах Европы.

По его данным за последние 5 лет количество точек продаж прессы в Германии сократилось на 0,1 %, в Великобритании – на 0,4%. Объём рынка за этот же период в Германии уменьшился на 1,2%, в Великобритании – на 3%. 

На рынках других европейских стран отрицательная динамика более выражена. Так, в Польше число точек продаж периодики сократилось на 6%, во Франции – на 17%, в Испании – на 20%. Снижение объёмов рынка в Польше составило 9%, во Франции и Испании – на 24%.

Негативные тенденции на рынках розничной торговли печатными СМИ Польши и Испании обусловлены тем, что в большая часть объектов печати в этих странах представлена киосками, специализирующимися исключительно на продаже прессы. В условиях экономического кризиса они закрываются в первую очередь. 

В Великобритании периодика более 100 лет продаётся наряду с другими товарами.  В Германии киоски прессы составляют всего 5% от общего количества объектов, торгующих печатной продукцией. Ещё одной характерной чертой рынка прессы в Германии является его постоянная модернизация. За последние 10 лет произошло обновление ассортимента газет и журналов почти на треть. 

Польская национальная киосковая сеть «Рух» (около 30000 киосков) около 5 лет назад была выкуплена американским фондом, который её успешно развивает. В торговых точках сети продаются товары импульсного спроса, но основным товаром в сети «Рух» по-прежнему остаётся пресса.

Резюмируя информацию о положительном зарубежном опыте, Д.В. Мартынов выделил главные причины стабильности рынков распространения печатных СМИ в некоторых европейских странах. Неизменное и достаточное количество точек продаж прессы обеспечивают высокий уровень её потребления. Кроме того, на экономические показатели рынка оказывают положительное влияние такие факторы, как постоянно обновляемый ассортимент издаваемых газет и журналов и реализация периодики в неспециализированных торговых объектах вместе с другими товарами. 

Далее президент АРПП вернулся к обзору отрасли розничных продаж печатной продукции в России. Он рассказал о структуре каналов сбыта периодики, основным из которых являются специализированные объекты прессы. Это 30 тыс. киосков и павильонов прессы и 2,1 тыс. магазинов и минимаркетов прессы. К неспециализированным объектам прессы относятся точки продаж в сетях FMCG и на АЗС (4,5 тыс.) и почтовые отделения с розничной торговлей прессой (27 тыс. отделений). Кроме того, существуют специализированные вспомогательные объекты печати (стенд, лоток, вендинг), количество которых насчитывает около 4,7 тыс. 

Динамика количества точек продаж прессы в нашей стране в целом отрицательная. С 2004 г. общее число торговых объектов сократилось на 26%. При этом количество киосков прессы уменьшилось на 29%, а число ручников, лотков и вендинговых автоматов – на 53%. В то же время, точки продаж газет и журналов в сетях супермаркетов демонстрируют рост на 125%. Павильонов с печатными СМИ стало больше на 14%. 

Количество книжных магазинов за последние 10 лет сократилось на 60%. В Москве, по данным Д.В. Мартынова, их осталось около 300. 

Затем докладчик обратился к данным по обеспеченности и нормам потребления прессы в Европе и в России. Наилучшим образом ситуация складывается в Германии, где 1 точка прессы приходится на 670 жителей. Норма потребления прессы составляет 45 евро в год. В нашей стране 1 объект печати обслуживает 3480 человек, норма потребления периодики при этом - 12 евро в год.

По мнению Д.В. Мартынова, рост рынка прессы в России в 2-3 раза мог бы обеспечить рабочими местами значительное число граждан нашей страны и способствовать большим налоговым отчислениям в бюджет государства.

В следующей части своего выступления президент АРПП рассказал о нормах, прописанных в Приказе Минсвязи РФ №197 от 31 июля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». В частности, он озвучил рекомендуемые Минсвязью нормативы количества объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями, льготные ставки 

на аренду киосков прессы, размеры торговых площадей и ассортимент объектов печати.

В окончании доклада Д.В. Мартынов дал характеристику состояния российского рынка прессы и обозначил его основные тенденции. Это низкий уровень обеспеченности жителей России розничными объектами прессы, несовершенство механизмов управления отраслью и, как следствие, рекомендательный характер Приказа Минкомсвязи №197, а также отсутствие господдержки и налоговых льгот для распространителей прессы. 

По мнению Д.В. Мартынова, для стабилизации ситуации, сложившейся в сфере распространения печатных СМИ, необходима реализация концепции «Пресса везде», то есть увеличение количества объектов розничного распространения периодической печати за счет объектов по продаже товаров импульсного спроса. Киоски и павильоны прессы требуют модернизации с учетом нового расширенного ассортимента. Кроме того, Д.В. Мартынов высказался за обязательный контроль со стороны федеральных властей исполнения Приказа Минсвязи РФ №197 в регионах. Федеральные, региональные и местные органы власти должны оказывать всестороннюю поддержку издателям и распространителям прессы по примеру большинства европейских стран. Функцию контролирующего органа могло бы взять на себя Министерство информации, которое требуется воссоздать и передать в его подчинение Департаменты и Комитеты по СМИ субъектов Федерации.

Дмитрий Мартынов, презентация в Госдуме РФ 18 декабря 2013
 

Пресс-служба АРПП