В защиту диалога между корреспондентом газеты «Собеседник» и президентом РФ

На фоне потока публикаций вокруг двух ньюсмейкеров завершающегося года Путина и Ходорковского совершенно незаметно для широкой публики прошла небольшая профессиональная дрязга в среде журналистов и блогеров вокруг диалога между корреспондентом газеты «Собеседник» Еленой Мильчановской и президентом РФ на пресс-конференции 19 декабря с.г.
Меня поразили неоправданно резкие суждения и оценки в журналистской среде в адрес молодого корреспондента из еженедельника «Собеседник». По поводу её разговора с президентом высказались практически все, включая пресс-секретаря Медведева  Наталью Тимакову, упрекнувшую журналистку в «полной потере профессии».

По всему этому неприглядному шуму хорошо высказался главред «Собеседника» Юрий Пилипенко: «Сразу после пресс-конференции и мне, и в редакцию позвонили десятки людей, которые почему-то радовались за Лену и... просили ее не наказывать. А в это же время задыхался от злобы и желчи Интернет, проклиная Лену и... завидуя ей…. И еще: поразили коллеги-журналисты. У многих из них, правда, карьера складывается не так ярко, как у Лены Мильчановской, вот они и злобствуют, и оттягиваются в Сети, где возможно всё: и матерок, и обида, и враньё».

Критики молодой журналистки почему-то не заметили главного, а именно, её эмоционального обращения к ВВП в части печальной судьбы печатных СМИ. Замечу, что до Лены публично президенту никто подобного вопроса не задавал, может, потому, что отечественная «похоронная команда», состоявшая из блогеров и апологетов «цифры», поставила крест на печатке и старалась не будировать тему сохранения газет и журналов перед Верховным.

Мне лично весь диалог журналистки с президентом показался милым и чрезвычайно полезным, потому что Елена в форме наивного и простодушного выступления подвела собеседника к серьезным темам и, в частности, к судьбе отечественных печатных СМИ. А ситуация вокруг газет, журналов и книг складывается крайне тревожная. И это не связано с давлением Интернета, как некоторые думают, а с уничтожением каналов продвижения печатного слова.

Приведу несколько цифр. В России объекты прессы уничтожаются в среднем со скоростью 10 киосков в день, поэтому из 42 тысяч киосков прессы у нас осталось 30 тысяч, и мы отстаем от Европы по их количеству на душу населения в четыре раза. Книжных магазинов еще в середине нулевых годов было 8,5 тысячи, сейчас – 1200, в т.ч. в Москве – всего 280. Под угрозой уничтожения и подписка на газеты и журналы, т.к. субсидий на доставку Почте России недостаточно, и для покрытия убытков в этой сфере Почта планирует поднять тарифы на доставку в 2-3 раза. А это может убить на корню весь институт подписки в стране.

Если есть скептики в части подписки в России, то для них поясняю, что в прошлом году по подписке в нашей стране было доставлено через Почту 1,5 млрд. экземпляров газет и журналов.

Добавлю к сказанному, что в отличие от Европы в России налоги, таможенные сборы на типографскую бумагу, высокие арендные платы и прочее, и прочее беспощадно душат издательский и распространительский бизнес. Проблем в медиаотрасли много и все они носят общенациональный характер, поэтому и Елена Мильчановска, и еженедельник «Собеседник» достойны самых высоких слов благодарности от имени издателей, распространителей и миллионов читателей и подписчиков. Е.Мильчановску, кстати, поддержал на пресс-конференции А.В. Туманов, который заявил президенту, что если не будет принято государственных мер по спасению печатных СМИ,  то на следующей пресс-конференции президент увидит в зале не более половины журналистов от печатки.

Путин В.В. ничего не ответил ни Лене, ни Туманову, сказал, что подумает. Поэтому я в своем интервью  «МК» от 20 декабря позволил себе дать президенту РФ пять советов – как помочь отечественной отрасли печатных СМИ. Здесь же хотел бы добавить к этому, может быть, главный, шестой совет: создать в России полноправный федеральный орган в ранге министерства, который бы мог оказывать эффективную поддержку отрасли. Сегодня в стране работает Министерство связи и массовых коммуникаций, которое призвано решать огромное число проблем. Я предложил бы создать в России министерство информации, разгрузить Минсвязи от задач по поддержке и развитию медиаотрасли. Подобная практика имеется в соседних странах, и она дает положительные результаты.

Реальный бизнес не может жить и развиваться без диалога с государством. Любой диалог, тем более с президентом страны, направлен на помощь реальному бизнесу, любой диалог полезен и приносит пользу обеим сторонам.

Ходорковский М.Б. на своей первой после освобождения пресс-конференции в Берлине 22 декабря высказался за прагматизм во взаимодействии с властью, добавив, что не надо загонять в угол ни власть, ни оппозицию. На этой пресс-конференции он, конечно, не был так же раскован, как Путин на встрече с журналистами 19 декабря, но сдержанно шутил и местами был ироничен. Я пожалел, что в этом зале не было Елены Мильчановской, она могла бы найти неожиданную краску и неожиданную интонацию в диалоге с Ходорковским. Хотя в этом случае тема господдержки СМИ была бы, конечно, неуместной. Не в этот раз.

Источник: alexander-oskin.livejournal.com