Везде поднимаются одни и те же вопросы, ответы на которые, к сожалению, в конечном счете, всегда оказывается как воздушно-капельная взвесь — в подвешенном состоянии. У меня же есть собственный вопрос: почему при декларации Администрацией президента и лично Президентом РФ, правительством, премьером, Государственной Думой, Советом Федерации и всех остальных структур власти о развитии малого бизнеса, в стране делается все, чтобы уничтожить этот малый бизнес в виде киосков? А ведь нет ничего более малого, чем малый бизнес по распространению средств массовой информации.
Малый бизнес уничтожают на корню. Почему? Для меня это непонятно… Предположим, что по идеологическим соображениям. Но ведь по всем данным до 80% выходящей в России прессы, в основном газет, принадлежит государству, финансируется или местными органами, или ассоциируемыми предприятиями, которые входят в те или иные правительственные структуры. И при этом государство целенаправленно делает все для того, чтобы уничтожить свою же прессу посредством уничтожения пунктов ее продаж.
При этом делать ставку на Интернет, как на новый информационный канал, бессмысленно. Интернет — это не средство массовой информации, а средство массовой коммуникации. И никакого отношения к СМИ он не имеет. Так же как не имеет к ним отношения телефон и многие другие средства передачи сигналов.
Интернет — средство массовой коммуникации, и СМИ в него входят лишь как одна составляющая. Если кто-то думает, что социальные сети — это есть средства массовой информации, он глубоко заблуждается. Это поток сознания, который выплескивается неизвестно (или известно) кем: хочу пишу, мыслю, высказываюсь, а хочу — не делаю этого. Какое отношение это имеет к средствам массовой информации? Никакого. По этой логике и надписи в туалете тоже являются СМИ!
Повторюсь: приравнивание Интернета к СМИ выявляет абсолютное непонимание ситуации. Особенно среди тех, кто декларирует скорую смерть газет и журналов и их полное исчезновение. Газеты вот так прямо возьмут и исчезнут?! А то, что 7% территории Российской Федерации до сих пор даже не телефонизировано, в расчет не берется?
Посмотрите на поселки и небольшие города, разбросанные по всей нашей необъятной России: если там и есть Интернет, то в минимальнейшем объеме. А ведь жители этих сел и городков составляют большую часть населения страны! И для получения информации сегодня они пользуются двумя-тремя телепрограммами, районной газетой и радио. Их интересы — местные новости: когда будет ярмарка? когда возведут мост? когда отремонтируют дорогу? И они готовы в дальнейшем искать и получать эту информацию, просто потому, что она им нужна.
Поэтому когда сегодня говорят о гибели печатных СМИ к 2020 году, могу ответить: господа, это полное невежество! Невежество определенных чиновников и лиц, ничего не понимающих в этой области. В стране на сегодняшний день Интернетом пользуется всего чуть больше 60 млн. человек, то есть меньше половины ее населения. И только 14% из них используют Сеть в качестве СМИ. Это всего 10 млн. человек! А читателей у зарегистрированных в России 65 тыс. наименований печатных СМИ около 100 млн. Какие тут вообще могут быть сравнения?
Однако целенаправленное уничтожение газетных киосков снижает потребление прессы. Если в городе было пять киосков, а осталось два, то естественно, люди не побегут искать уцелевшие. Они просто перестают покупать газеты.
В этом плане очень показательным является опыт Финляндии. Здесь на каждом углу стоят небольшие магазинчики прессы. В них, помимо покупки газеты или журнала, человек может выпить кофе или чай, купить воду, печенье, конфеты и многое другое. И в них всегда есть люди, даже молодежь. Они покупают и печатную продукцию, и воду, и жевательную резинку. А мы у себя в России, напротив — малый бизнес пытаемся уничтожить. Почему?
Почему сейчас в Москве хотят одним махом ликвидировать все киоски прессы? И отдать их — только вдумайтесь! — рекламным компаниям. Теперь они будут открывать газетные киоски, чтобы вешать на них свою рекламу. А почему бы не сделать наоборот: чтобы распространитель мог открыть киоск и сдать в аренду под рекламу его поверхность? Тем более, что подобный опыт уже был несколько лет назад. Тогда рекламщикам было предложено размещать рекламу на киосках прессы. Они же решили, что им это невыгодно, потому киоски стоят не на автомобильных трассах, а у пешеходных переходов, там, где есть покупатели. И это естественно: кому газеты нужны на обочинах автомобильных дорог?
Поэтому предлагаемое сегодня в Москве решение проблемных вопросов распространения прессы совершенно нелепое. Мало того, что к аукционам будут привлекаться рекламные компании, так еще и к установке рекомендуются киоски нового типа ценой 800 тысяч рублей. Какой сумасшедший будет заниматься таким бизнесом? 800 тысяч рублей — это цена без подключения, без аренды и прочих платежей. Кому такой киоск будет нужен? И почему нельзя оставить те киоски, которые были установлены всего пять лет назад? Что же, каждые пять-шесть лет, с приходом нового руководства, будем новые киоски придумывать?
Почему цветочные киоски как стояли в Москве еще при советской власти, так и стоят, и никто их не трогает? И стоят они в самых престижных, самых ходовых местах столицы. Значит, они не мешают, а газетные, которые убрали с улиц, мешают?
Государство должно выполнять 29-ю статью Конституции Российской Федерации. В ней ясно записано: человек имеет право на свободное получение информации. Он должен иметь доступ к прессе. Газетный киоск — это одна из форм получения информации для гражданина. Если мы его закрываем, мы закрываем и доступ к информации. Человек просто перестанет покупать прессу и читать газеты. Конечно, если у него есть Интернет, за информацией он пойдет туда. Но что он там найдет? До 60% интернет-потока — это порнография и эротика. Все остальное — игры, блоги, социальные чети... Или мы что, уже и блогеров к журналистам прировняли?
Нет, блогеры — не журналисты. В советское время мы таких людей называли «чайниками». Они присылали к нам в редакцию мешки писем со своими «мыслями ни о чем». То же самое происходит и сейчас, просто этим людям дали возможность барабанить пальцем по клавишам. Вот они и изливают потоки сознания. Безграмотно, а зачастую и бессмысленно. СМИ же, напротив, несут полную ответственность за то, что публикуют, перед законом, перед государством, перед читателями. Недаром, печатные издания, выходя в Интернет, первым делом официально регистрируют свой онлайн-ресурс как средство массовой информации. Таким образом, он берут на себя ответственность перед обществом и законом за то, что печатают. И если уж власть хочет навести порядок в информационной среде, то ей надо развивать проекты, направленные на регулирование контента в Интернете, а не закрывать газетные киоски и уничтожать то лучшее, что сегодня есть.
В отличие от России, печатную прессу и каналы ее распространения поддерживают во всех развитых странах мира. Россия единственная страна Европы, где на распространение печатных СМИ установлен НДС в размере 18% и 10%. Тогда как в европейских странах он всего 1-4%.
С кого деньги-то собираем? С умных людей!
Павел Гусев,
главный редактор ИД «Московский комсомолец», член Общественной палаты РФ
Выступление было озвучено в рамках круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ»
(Госдума РФ, 18 декабря 2013 г.)
Подготовила Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU