«Обеспеченность киосками прессы — критерий, по которому можно оценивать работу губернаторов», — Геннадий Кудий, ФАПМК

К печатной прессе на государственном уровне у нас сохраняется отношение как к падчерице, по остаточному принципу. По-моему, что это очень большая ошибка. Ведь люди в возрасте старше 30 лет составляют подавляющее число населения России.

Именно эти граждане нашей страны читают прессу, и не просто читают, а достаточно внимательно.

Печать не умирает, она живет своей жизнью

У меня вызывают большое сомнение данные о том, что на сегодняшний день в России уже 70% работает или проводит свободное время в Интернете. Может, раз в году такое количество людей туда и заходит, хотя и это сомнительно.

Я подобрал некоторые данные, которые регулярно публикуются агентством «Медиалогия», которое делает рейтинговые подборки СМИ по регионам, исходя из их цитируемости. Как вы понимаете, прессе угнаться за Интернетом по оперативности подачи новостей достаточно сложно. И, тем не менее, если взять медиаресурсы Москвы и Московской области, то в ТОП-10 входят три газеты и один журнал. В Казахстане в третьем квартале 2013 г. в этот топ входило четыре газеты. В Челябинской области и Пермском крае — по четыре. В Кировской области — пять. В Тамбовской области — вообще семь. В Волгоградской области и Санкт-Петербурге — по три газеты в ТОП-10, и по шесть в ТОП-15. По остальным регионам ситуация схожая. Все эти данные говорят о том, что печатная пресса по-прежнему имеет большое значение в нашей стране и Интернет в этом смысле отнюдь не лидер.

Мне кажется, что, не поддерживая печатную прессу должным образом, наши органы власти поступают не совсем адекватно. Печать вовсе не умирает, она живет своей жизнью, развивается, в том числе и в области цифровых технологий.

Еще необходимо отметить разность аудитории печатной прессы и сайтов их же газет. В этом году агентство TNS Россия впервые провела исследование, цель которого была выяснить, насколько активно заходят на сайт, условно говоря «Коммерсанта», читатели бумажной и электронной газеты? Исследователи пришли к такому выводу: одновременно и бумажную, и онлайн-версию «Коммерсанта» каждый день читает лишь 2% аудитории издания, «Ведомостей» — 1%, «РБК Дейли» — 9%, «Московского комсомольца» — 0,3%, «Комсомольской правды» — 8%, Forbs — 13%, «Аргументов и Фактов» — 5%.

Одним словом у изданий, имеющих сайты, существует две аудитории. Одна — аудитория бумажной версии, другая — онлайн. И пересекаются между собой чрезвычайно мало.

Система распространения прессы нуждается в поддержке

Что такое для 142-миллионной России 30 тысяч киосков прессы по стране? Если в 10-миллионной Чехии их почти столько же... Или вот взять хотя бы соседнюю Беларусь. Здесь работают современные, большие киоски прессы. Визуально они разделены пополам: в одной части продается пресса, в другой — канцелярия, сувениры, и даже кофе. Здесь же представлены книги из обменного фонда — так называемого «буккроссинга». Но что самое главное — земля, на которой стоит торговый объект, находится в бессрочном пользовании у предпринимателей. Поэтому они имеют реальную возможность прогнозировать и планировать свой бизнес.

В России же подобной поддержки от правительства система распространения печатной продукции, за редким исключением вроде Липецкой области, не получает… А должна. Например, у нас существуют показатели оценки эффективности и деятельности губернаторов и руководителей муниципальных образований. Так вот мне кажется, такой показатель, как «количество киосков прессы и книжных магазинов в пересчете на души населения» должен обязательно в этих критериях присутствовать. А еще лучше, если там будет присутствовать такой показатель, как количество посещений губернатором местных театра, филармонии и библиотеки. Может быть, тогда и на нас будут по-другому смотреть, в том числе в Европе...

Обеспеченность киосками прессы — это, конечно, не показатель работы губернатора, но это тот критерий, по которому их работу могли бы оценивать и депутаты Государственной Думы, и Администрация президента. В стране необходимо повышать культурный уровень, знание русского языка, и все то, что связано с интеллектуальной составляющей нации. Если мы не займемся, нам будет очень непросто жить в дальнейшем. Не ведь случайно и Президент России Владимир Владимирович Путин ставит задачи в области литературы, культуры и чтения.

Геннадий Кудий,

заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Выступление было озвучено в рамках круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ»

(Госдума РФ, 18 декабря 2013 г.)

Подготовила Яна Полюхович

 

Источник: PlanetaSMI.RU