Круглый стол, состоявшийся в Госдуме, принял резолюцию по проблемам розничного распространения прессы

Участники круглого стола по теме «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ», состоявшегося 18 декабря с.г. в Госдуме РФ, по итогам заседания приняли резолюцию.

В данном документе издатели, распространители, представители органов власти, отраслевых организаций и властных структур предложили ряд мер по государственной поддержке системы розничного распространения периодики в интересах сохранения интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.

По результатам дискуссии был внесён ряд поправок и дополнений к проекту резолюции. После обобщения и учёта всех полученных предложений подготовлен итоговый документ, который публикуется ниже.

Пресс-служба АРПП

Резолюция Круглого стола по теме «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки  каналов продвижения СМИ в регионах РФ»


Участники заседания круглого стола по теме «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ», организованного Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, выражают серьёзную обеспокоенность по поводу усиления негативных тенденций в сфере реализации газетно-журнальной продукции в розничных сетях.
Поводом для тревоги служит набирающий темпы процесс разрушения в стране системы киоскового распространения традиционных СМИ. Администрации на местах под различными предлогами создают крайне тяжёлые условия для функционирования
киосковой розницы, в том числе за счёт повышения арендных плат, требований замены дизайна и архитектуры киосков в экономически необоснованные сроки и с крайне обременительными дополнительными расходами.
Более того региональные власти ограничивают ассортимент продаваемых в киосках
прессы товаров, способствующих поддержанию экономической стабильности сетей.
При этом игнорируется тот факт, что печатная продукция, прежде всего ежедневные
газеты и еженедельники, продолжает оставаться низкорентабельным видом товара, доходы от которого не в состояниии полностью покрыть затраты на транспорт, экспедиционно-логистические функции, менеджмент, зарплату киоскёров. Таким образом низкорентабельный бизнес становится просто убыточным.
Положение на медиарынке ещё больше усугубляет получившая широкое распространение практика сокращения численности объектов нестационарной торговли газетами, журналами и книгами. Часть таких киосков ликвидируется или переносится с центральных магистралей и остановок общественного транспорта в неудобные для покупателей места. В результате подобной политики численность киосков прессы за последние 5 лет сократилась с 42 тысяч до 30 тысяч.
Вместе с тем наша страна уже сегодня отстаёт от европейских стандартов по количеству объектов прессы на душу населения в 4 раза.
Участники круглого стола убеждены, что в условиях падения у молодёжи интереса к
чтению система распространения газет, журналов и книг продолжает играть важную
роль в приобщении подрастающего поколения к печатному слову. Сокращение сетей киосков прессы снижает возможности граждан приобретать периодические издания и книги, что сказывается на уровне грамотности населения и, как следствие, на состоянии культуры и образования россиян. Печатные издания, на долю которых приходится свыше 80 процентов всех зарегистрированных в стране СМИ, должны рассматриваться как материальная основа обеспечения информационной суверенности российского государства.
По всей видимости, региональные администрации не согласны с этим тезисом, поскольку в последнее время взяли на вооружение механизм денежных аукционов, а не конкурсов, на право размещения нестационарных объектов прессы. Статистика свидетельствует, что победителями подобных аукционов становятся более сильные в финансовом отношении, но не имеющие опыта работы с печатной продукцией непрофильные структуры, которые вытесняют с рынка экономически слабых конкурентов из числа распространителей газет и журналов.
Принимая во внимание социальную значимость прессы и системы, занимающейся её
распространением, участники круглого стола считают необходимым безотлагательно пресечь губительную практику разрушения киосковых сетей прессы в стране, осуществить комплекс мер по государственной поддержке системы розничного
распространения периодики в интересах сохранения интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.

В этих целях просить Комитет Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи:

1.      Рассмотреть возможность разработки и оказания поддержки при обсуждении в Государственной Думе проекта Федерального закона, регулирующего систему распространения печатной продукции в России, взяв за основу положения Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2013 года №197 "Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Не требует бюджетного финансирования.

2.      Для придания прессе и услуге по её распространению статуса социальной значимости подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в закон "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 (действующая редакция от 01.09.2013).

3.      Обратиться в региональные органы законодательной власти с рекомендацией
производить отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов
специализации «печать» исключительно на основе конкурсов, а не денежных аукционов.

4.      Изучить возможность предоставления организациям, непосредственно участвующим в распространении печатной продукции, определенных льгот, в частности, уменьшения размеров налоговых отчислений в государственные федеральные органы с 30 % до 15%.

5.      Выйти с инициативой о разработке и реализации Государственной программы поддержки и развития чтения с использованием действующей системы розничного распространения газет, журналов и книг в качестве эффективного канала доставки печатной продукции широким слоям населения.

6.      Подготовить предложения о внесении в Федеральный Закон №381-ФЗ от 29.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дополнений, регламентирующих особый статус «нестационарного торгового объекта по продаже печатной продукции» (текст прилагается). Не требует бюджетного финансирования.

7.      Создание при Министерстве промышленности и торговли РФ рабочей группы по доработке Федерального Закона №381-ФЗ от 29.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

8.      Выйти с инициативой о разработке системы стимулирующих мер по развитию обмена печатной продукцией на едином таможенном пространстве Беларуси, Казахстана и России.


Москва, 18 декабря 2013 года