«Принятие поправок в закон о торговле поможет распространителям прессы», — Юрий Исупов, Совет Федерации

Сегодня нам вряд ли нужно говорить о целенаправленной политике уничтожения малого бизнеса в сфере распространения средств массовой информации в России. Я бы, наверное, сказал, что на сегодня мы, к сожалению, наоборот — имеем дело с отсутствием внятной правовой политики в сфере распространения СМИ через нестационарные торговые объекты. К сожалению, отчасти виновны в этом и мы, федеральные законодатели, которые в 2009 году приняли закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Этот закон и привлек внимание органов местной власти проблеме нестационарных торговых объектов. А именно: в закон было введено новое понятие «нестационарный торговый объект», а также были прописаны вопросы, связанные с формированием схемы нестационарной торговой розницы. Беда в том, что все остальное, в том числе — какими должны быть правоотношения между владельцем нестационарных торговых объектов и органами местного самоуправления, — законодатель, к сожалению, не прописал. Это во многом и способствовало тем негативным процессам, которые произошли в последнее время и происходят сейчас в отрасли распространения печатной продукции.

Что же именно произошло? А произошло то, что, не прописав правоотношения, законодатель отдал на откуп местных властей принятие решения о судьбе нестационарных объектов, в том числе — торгующих печатными СМИ.

Какие существовали формы правоотношений? До недавнего времени это была типовая форма аренды: описывался земельный участок и отношения оформлялись либо на какой-то срок, либо вообще бессрочно.

Однако после формирования новой схемы работы в целом ряде регионов страны суды оказались завалены исками о признании этих договоров недействительными. Арендные договора, в которых земельный участок не был чётко описан с кадастровым номером, не был отмежеван, были расторгнуты и признаны недействительными. Потому что, по сути, предмета договоров и не было, либо он был не точно описан.

Тогда органы местной власти стали говорить: «Хорошо, давайте будем формировать арендные отношения в соответствии с рекомендациями: будем межевать земельные участки, присваивать им кадастровые номера и заключать договора». Вроде бы, в теории, предложение хорошее, но на практике его реализовать оказалось крайне сложно… Нестабильность ситуации в итоге наиболее негативно отразилась на нестационарных торговых объектах, распространяющих печатные СМИ. Например, межевание стали возлагать на арендаторов, что понятно — процедура эта дорогая…

Но и это еще не все. Вы прекрасно знаете о том, что нестационарные торговые объекты, торгующие печатной продукцией, как правило, с целью удобства покупателей находятся на так называемых «красных линиях». А на них межевать нельзя. Кроме того, отмежевать земельные участки в парках культуры и отдыха для нестационарных объектов тоже нельзя. Так же как и на придомовых территориях. Вот отсюда и патовая ситуация. Раз землю под киоски отмежевать нельзя, ими решили пожертвовать.

В итоге получилась парадоксальная ситуация: федеральный законодатель не указал, как нужно поступать, и местная власть стала делать все по-своему...

Два месяца назад группа депутатов верхней и нижней палаты Федерального Собрания, обеспокоенная процессами, происходящими в сфере малого бизнеса, внесла предложение о поправках в статью №10 закона «Об основах государственного регулирования и торговой деятельности».

Было предложено принять новую форму гражданско-правовых отношений в сфере взаимодействия между владельцами нестационарных торговых объектов и органами власти в форме договоров на установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта. Предлагаемая форма не требует межевания земельного участка.

Хотелось бы отметить, что аналогичная форма уже была принята федеральным законодателем в законе о рекламе, где прописана схема оформления договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. То есть подобная практика уже существует. Единственное, её, конечно, нельзя автоматически применять к нестационарной торговле — требуются некоторые доработки.

На наш взгляд, предлагаемые поправки в статью №10 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» позволят решить проблемы стационарных торговых объектов, в том числе тех из них, которые расположены на «красных линиях».

Еще один вопрос, волнующий распространителей прессы — замена объектов торговли и аукционная схема размещения. В подготовленных к закону поправках мы предлагаем опираться на преимущественное право. Если добросовестный арендатор выполняет все необходимые требования во взаимоотношениях с арендодателем, по окончании срока действия срочного договора он имеет право перезаключить его на новый срок без торгов. Это соответствует гражданскому законодательству. Правда, сейчас есть такое мнение, что преимущественное право тоже может быть реализовано по аукционной схеме: если арендатор соглашается на высшую цену, он сохраняет его. Но на наш взгляд, это не совсем точная оценка реальной ситуации, ведь сегодня, сплошь и рядом, проведение аукционов провоцирует недобросовестную конкуренцию, приводит к завуалированному интеллектуальному рэкету.

Помимо перечисленного, в законопроекте мы отметили и ряд других нюансов.

Все те киоски, которые сегодня существуют, должны войти в схему размещения нестационарных объектов, и по ним должны быть заключены новые договора без торгов. Торги должны проводиться только на вновь открытые площадки.

При этом мы прописали именно понятие «торги», а не «аукцион». А уже оно предполагает или аукцион, или конкурс. Сделано это была специально, по причине понимания необходимости увеличения числа нестационарных торговых объектов для торговли печатной продукцией. Мы даем возможность организаторам торгов проводить для продавцов печати именно конкурсы. При этом начальная цена торгов, естественно, будет формироваться совершенно по-иному, нежели чем для киосков, которые, например, торгуют продуктами питания.

Еще одна тема, поднятая в данном законопроекте — существующие сейчас факты нарушения процедур проведения аукционов. Для того чтобы избежать недобросовестной конкуренции, мы предложили исключить возможность передачи киосков в субаренду. То есть в данном случае хозяйствующий субъект, который получил право на торговлю на данной точке, должен сам ее эксплуатировать, а не стремиться захватить как можно больше мест, чтобы потом цинично сдавать их субаренду.

Скажу прямо: законопроект проходит достаточно сложно… В настоящий момент он находится на рассмотрении в головном министерстве — Минпромторге. Насколько я знаю, позиции по документу неоднозначные. Но мы настаиваем на целесообразности его принятия в первом чтении.

К сожалению, что если законопроект будет отклонен, проблемы рынка нестационарной розницы, в том числе по распространению печатной продукции, продолжаться. И будут до тех пор, пока вновь не появится новый законопроект, который опять же надо будет выносить на рассмотрение... История рискует затянуться. Поэтому так важно, чтобы законопроект был рассмотрен в первом чтении.

Исупов Юрий Геннадьевич, член Совета Федерации

Выступление было озвучено в рамках круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ»

(Госдума РФ, 18 декабря 2013 г.)

Подготовила Александра Вознесенская

 

Источник: PlanetaSMI.RU