Если уничтожить все киоски, где люди будут покупать свежую прессу? — Вадим Иванов, Калининград

На сегодняшний день рынок распространения печати очень близок к точке невозврата — в настолько тяжелом положении он находится. Для того чтобы остановить процесс его разрушения, необходимо предпринять несколько важных шагов.

Первое — чуть ли не зубами вцепиться в те поправки, которые не так давно предложила внести в закон № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» группа депутатов. Закон этот изначально вышел «с дыркой». Дело в том, что все существующие торговые объекты на момент выхода закона должны были войти в схему размещения. Они туда и вошли… Но по окончание срока действия договоров, объекты из нее повсеместно стали выкидывать, уже на основании нового закона. Предлагаемые депутатами поправки позволят стабилизировать ситуацию.

А для того чтобы процесс стабилизации пошел еще активнее, необходимо, чтобы Администрация Президента взяла под свой контроль исполнение на федеральном уровне приказа №197 Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

Думаю, что этих мер в настоящий момент будет достаточно. Однако, если их не предпринять, уже через полгода нам вообще нечего уже будет обсуждать — настолько критична ситуация в области распространения печатной продукции.

В чем же ее критичность?

Не смотря на то, что аудитория сегодня разделилась на молодое и старшее поколение, никакого перетекания читательских предпочтений из бумаги в цифру, о чем так часто любят говорить в последнее время, практически нет сейчас, и не будет в будущем.

Прекрасный пример тому — Липецк. В регионе сегодня фактически проводится государственная политика, направленная на сохранение любви к чтению. Во многих же других регионах страны такой политики нет. Поэтому любовь к чтению угасает. Поэтому в стране катастрофическая ситуация с образованием…

Интернет — это не СМИ. Но, к сожалению, для многих чиновников, издающих нормативные акты, Интернет почему-то стал средством массовой информации. Они уже открытым текстом говорят о своей готовности заменить печатную прессу на информацию из Сети. Но судят при этом они только по себе. Разве так можно?! Вот когда такие люди принимают подобные решение, мы и приходим к столь плачевным последствиям.

Мы прекрасно понимаем, что в той ситуации, в которую сегодня загнан рынок, издателям, как и распространителям, тоже приходится тяжело. Что сегодня происходит в издательской отрасли? Чтобы выжить, многие редакции меняют контент, меньше всего при этом ориентируясь на информационные потребности читателей. Покупатели газет и журналов в киосковой сети — люди старшего поколения. Их мало волнуют законодательные акты, которые многие местные газеты публикуют, чтобы получить помощь от администраций. Их мало волнует реклама... Им нужны местные новости. А у нас выходит, что читатели, вместо них, за немалые деньги должны покупать не то, что им нужно.

Еще один вопрос, на который необходимо обратить внимание — это количество киосков прессы в российских городах. Точек распространения должно быть больше. Порой с этим согласны даже чиновники. И они даже бывают готовы предоставить нам торговые места. Однако эти места находятся в таких удаленных районах, что продаж там практически нет. Поэтому и открывать здесь новые киоски не имеет смысла… Повторюсь: в данном вопросе крайне важна грамотная политика региональных властей, направленная на сохранение и развитие чтения. И пусть торговых точек будет на так уж и много. Если они будут стоять в проходных местах, если местная администрация будет оказывать распространителям прессы необходимое содействие — ситуацию можно спасти.Пример того же Липецка говорит, что даже при наличии не такого уж и большого числа торговых точек по продажам печати можно получить большую отдачу. Однако Липецк — скорее исключение. Есть регионы, где точек много, а отдача нулевая. Мы, например, на данный момент вынуждены закрывать свои торговые точки из-за их нерентабельности.

О нерентабельности киосков прессы, работающих только с печатной продукцией, уже говорили не раз. Для розничных распространителей прессы крайне важно иметь в ассортименте дополнительную сопутствующую продукцию. Коротая в них, к слову, появилась еще в советские времена. Сегодня же, чем в более худшем положении оказывается рынок розничных продаж прессы, тем большее количество «сопутки» в киосках появляется. Если в Москве и Питере ситуация еще более-менее приемлемая за счет больших потоков покупателей, то в регионах действительно просто нечем компенсировать затраты на организацию продаж газет и журналов. И соответственно — нечем платить зарплаты киоскерам. Если мы хотим, чтобы пресса продавалась хотя бы в каком-то минимальном количестве, крайне важно максимально расширить ассортимент сопутствующих товаров.

Поверьте мне: мы бы с удовольствием продавали только печать. Для нас — игроков рынка распространения прессы — это как бы локальный монополизм. Ведь распространителей на местных рынках не много: не 20-30, а всего один-два. И мы все — специалисты в данной области. Мы умеем продавать прессу, причем значительно лучше, чем все то, что сегодня продается в киосках вместе с ней. Но нам просто некуда деваться! Особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда бизнес по распространению прессы перестает быть рентабельным.

К слову сказать, на Западе сотрудничество между издателями и распространителями строится на основе договоров комиссии. Однако в России эта практика так и не прижилась. Издатели, в силу специфики нашего рынка, просто не в состоянии взять на себя все затраты по распространению своих изданий. Особенно если учесть коррупционную составляющую. А если, как сегодня предлагают чиновники, стоимость киосков прессы достигнет 800 тыс. руб. — то этого вообще никто «не потянет»: ни издатели, ни распространители. Единственный выход из сложившейся ситуации — пойти навстречу продавцам прессы, хотя бы в части ассортимента. Если рынок удастся стабилизировать, не исключено, что в каких-то отдельных регионах распространители и «потянут» эти 800 тысяч.

Не стоит забывать, что покупатели печатной продукции в киосках — это основной электорат: думаю, ни для кого не является секретом, что молодежь значительно реже осознанно ходит на выборы. Так вот, наши покупатели, тот самый электорат, нуждаются в киосках прессы, в обеспечении их конституционного права на свободный доступ к прессе, а значит — в сохранении розничных продаж газет и журналов по всей стране. Приобретение газеты по пути домой или на работу — укоренившаяся у большинства россиян привычка. А люди старшего поколения, как известно, очень внимательны к своим привычкам и редко от них отказываются. Если чиновники уничтожат все киоски — где люди будут покупать свежую прессу? Сохранение газетной розницы — одна из возможностей для власти проявить заботу и внимание к насущным требованиям граждан страны, избирателям.

Эйнштейна как-то спросили: «Что нужно, чтобы дети были умными?». Он ответил: «Читайте им сказки». А что нужно для того, чтобы дети были еще умнее? «Читайте им больше сказок». «Читайте» — понимаете? Что же будут читать наши люди, если ни книгу, ни журнал, ни газету купить будет негде?

Хочу привести еще пример — одну из самых развитых стран мира, Японию. Когда японцы увидели тот, извините за слово, бардак, который сегодня творится в мире в области информирования и культурного развития, они отказались от использования электронных гаджетов в системе образования! Потому что японцы хотят вырастить поколение, способное занять достойное место в мире.

В нашей стране когда-то была, наверное, одни из лучших систем образования. Может, еще не все угроблено? Пока же чуть ли не единственными, кто в состоянии хоть как-то поддерживать, условно бесплатно, образование детей, являются родители, бабушки и дедушки. Они это делают благодаря все тем же своим привычкам, благодаря тому, что еще имеют возможность в шаговой доступности приобретать печатную продукцию, в том числе детские издания. У государства же, судя по всему, денег на кардинальную смену ситуации в области образования нет. И всем нам — и государству, и бизнесу — необходимо предпринять все возможные меры, чтобы сохранить хотя бы то, что уже имеем. Ни от чего не оказываться, и ничего не откладывать.

Вадим Иванов, «Пресса», Калининград

Выступление было озвучено в рамках круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ»

(Госдума РФ, 18 декабря 2013 г.)

Подготовил Александр Столетний

Фото: Константин Акопян

 

Источник: PlanetaSMI.RU