"В новом году плохо или совсем плохо может стать газетам и журналам, причем всем"

Россияне находятся в информационном потоке по восемь часов в день. Согласно различным подсчетам, именно столько времени средний житель страны уделяет интернету, радио, газетам и телевидению. При этом, что происходит внутри самих медиа, понимают лишь единицы. Так считает журналист Виктор Лошак.

Медиа в России –– вечный раздражитель. Кажется, по какой бы повестке дня не собирались у нас совещания и конференции, все равно самой горячей темой будет обсуждение телепередач и журналистов. О том, что происходит внутри самих медиа, как и почему они меняются или не меняются, мы начинаем задумываться только когда любимому телеканалу, газете или радиостанции становится плохо.

В новом году плохо или совсем плохо может стать газетам и журналам, причем всем. И дело не в интернете, который действительно поджимает аудиторию и к тому же отнимает у газетчиков рекламу. Дело в придуманном в правительстве законе о "Почте России".

В истерических поисках объектов приватизации, не защищенных влиятельными особами, добрались до почты. На мой взгляд, приватизация единственной конструкции, действительно обьединяющей огромную страну от Москвы до самой дальней деревни, огромная ошибка. Российские расстояния не позволяют совместить в почте интересы страны и интересы бизнеса с его вечной задачей оптимизации расходов. Но кто-то очень торопится превратить почту в первую очередь в банковскую сеть –– она же сеть по доставке товаров. Пока в проекте закона подписка –– это лишь дополнительные услуги.

Что будет с газетами и журналами, которым подписка дает в среднем где-то 35% доходов, и прогнозировать не хочется. Цены на доставку, а следовательно на подписку, взлетят так, что заполнить подписной абонемент решатся лишь единицы. Но горячие приватизаторы собираются в следующем году пойти еще дальше. С учетом расстояний и интересов подписчика до сегодняшнего дня государство дотировало почте доставку журналов и газет. Эти ежегодные 3 млрд руб., естественно, не были привязаны ни к одному конкретному изданию, а тем более к их политической позиции или именам издателей, владельцев и главных редакторов.

Теперь возник вариант: почту не дотировать (а надо сказать, доставка и расппространение прессы датируются во всем мире), а оказывать финансовую помощь конкретным изданиям. Нужно обьяснять, что будет происходить дальше? Рубль тоже можно заставить быть злопамятным: кто что написал, кто что сказал.

Охота в уходящем году на главного редактора "Московского комсомольца" Павла Гусева подскажет вам, как все будет происходить. Мы не знаем предлогов (это может быть недостаток патриотизма, неправильное понимание истории, мало внимания к военно-религиозной тематике), но хорошо можем представить результат такого выборочного финансирования.

Я так подробно остановился лишь на одном сюжете из жизни медиа-2014 только потому, что он может иметь очень тяжелый резонанс и для читателей, и для страны.

Возвращаясь же к медиа в целом, скажем, что в 2014 они продолжат трансформацию. Все больше телевидение будут смотреть на экранах мобильных телефонов и компьютеров; все больше рекламы окажется в интернете; дальше будет расширяться радиоаудитория, ведь число автовладельцев в стране продолжает расти; какие-то журналы и газеты поменяют бумагу на присутствие лишь в интернете, после того, как по этому пути пошел Newsweek, уже никому не будет стыдно. При этом лучший, самый достоверный и качественный контент по-прежнему будет производить пресса.

В России, как и во всем мире, прессе и телевидению необходимо будет искать молодую состоятельную аудиторию, но опираться придется на людей не юных, так как люди с привычками –– основная база традиционных СМИ. И в 2014-м журналисты в России будут мечтать о большой свободе, большем плюрализме. Но с такими подарками очевидно будет плохо. Ведь подарки приносят только раз в году, и то ночью.

Источник: kommersant.ru