Возможно, что такие ощущение и обманчиво, однако практика нашего предприятия доказывает обратное. Один из подобных случаев произошел совсем недавно…
Много лет на Сретенском бульваре в Москве стоял один из наших торговых объектов. В 2011 году, следуя новым правилам работы в городе, мы поменяли конструкцию торговой точки на новую, утвержденную Москомархитектуры. Причем, так как речь шла о центре города, был выбран самый дорогостоящий из утвержденных тип объекта: цена конструкции составляла 450 тыс. руб. Конечно, это немалые затраты, однако для нас было крайне важно сохранить данную торговую точку: место, на котором она располагалась, было проходным и продажи прессы были на необходимом уровне.
Новый объект был поставлен, однако подключить его к электропитанию мы не могли — ДЭЗ нам постоянно отказывал. При этом, видя, что киоск не работает, префектура заговорила о расторжении договора. Чтобы решить проблему, мы обратились в столичный Департамент СМИ и рекламы с просьбой о помощи. Нужно отдать должное — руководство департамента отреагировало молниеносно. Оно обратилось в префектуру с письмом, в котором просило помочь нашей компании с подключением к электроэнергии.
Мы вздохнули спокойно, казалось, что проблема решена. Но не тут-то было! Буквально через несколько дней, вместо того, чтобы действительно отказать нам помощь и подключить торговый объект, ночью он был вывезен со своего места. Наш дорогой киоск, который мы поменяли по требованию руководства города, и который после этого городские же службы отказывались подключить, просто взяли и вывезли! Вот и получается, что сегодня в городе действует простая программа: нет объекта — нет проблем!
Помимо того, что я являюсь генеральным директором предприятия по распространению периодической печатной продукции в розницу, я — руководитель рабочей группы по созданию Дорожной карты отрасли, которая, в том числе, не так давно промониторила всю дислокацию торговых объектов печати в Москве. Так вот, согласно полученным в ходе мониторинга данным, в городе действует немало торговых объектов, которые вышли на рынок по итогам аукционов, однако продают отнюдь не печать. Именно поэтому рынок так опасается проведения аукционов. Если разрешения на торговлю будут выдаваться не на основе конкурсов среди отраслевиков, а по аукционной системе, то на рынок придут люди, совершенно не знающие нашего непростого бизнеса. Отрасли распространения печатной продукции просто не станет.
Конечно, я согласна — большую часть существующих киосков прессы надо менять. Но это немалые расходы, которых у отрасли сейчас просто нет. Вот, например, на сегодняшний день в Москве более 20% газетных киосков стоят закрытыми. Почему? Потому что места, на которых они расположены, нерентабельны. И туда их поставили отнюдь не предприниматели. Эти киоски — переселенцы. Из-за изменений в градостроительной программе их перенесли, поставив на места, выручка на которых в три копейки… Естественно, что зарплата продавца в таком киоске по московским меркам ничтожно мала — порой даже меньше 10 тыс. Вот люди и не идут сюда работать… Оттого и объекты закрыты.
Невозможно передать словами те взгляды, которыми меня провожали сотрудники компании на заседание круглого стола по проблемам розницы в Госдуму. Люди просто не знают, что будет с ними в 2014 году! Они не знают, что будет с компанией, останутся ли в городе киоски печати, будет ли у них работа.
Одним из важнейших для столичных распространителей прессы вопросов сегодня является замена торговых объектов. В утвержденных Москомархитектуры архитектурных формах должны быть не только дорогие объекты, но и в качестве альтернативы дешевые. Ведь для каждого района Москвы — объекты свои: для центра — подороже, для спальных районов — попроще. Необходим дифференцированный поход, нельзя же их все под одну гребенку.
Кроме того, замена киосков возможна только тогда, когда предприниматели уверены в своем будущем. Например, наша компания замену торговых объектов временно приостановила. Даже несмотря на то, что с завода вышли пять наших новых киосков. Но мы не можем их установить, потому что просто не понимаем, что с ними будет дальше. Останутся ли киоски на своих местах, или их снова придется менять. Хотя изготовлены они на основании утвержденных всего-то в 2011 году Москомархитектуры образцов. Прошло всего два года, и нам опять говорят, что киоски не нравятся… А ведь в них вложены деньги. В конце концов, это рентабельность бизнеса.
Я хочу, чтобы власть понимала: миссия каждого агентства печати — далеко не только в извлечении прибыли. В первую очередь это удовлетворение потребности жителей Москвы в печатной продукции. И при принятии решений, связанных с будущим нашей отрасли, это необходимо учитывать.
Алла Игнатьева, генеральный директор «Пресса для всех»
Выступление было озвучено в рамках круглого стола «Розничное распространение газет и журналов в России и вопросы государственной поддержки каналов продвижения СМИ в регионах РФ»
(Госдума РФ, 18 декабря 2013 г.)
Подготовила Александра Вознесенская
Фото: Константин Акопян
Источник: PlanetaSMI.RU