В Минкомсвязи подготовлены поправки в законодательство, которые обяжут сотовых операторов уведомлять клиентов обо всех заключенных с ними контрактах, указывая точное время и место их оформления. Это мера против мошенников, которые зачастую пользуются чужими паспортными данными. А некоторые недобросовестные предприниматели пользуются лазейками в законе и невнимательностью людей, навязывая им ненужные услуги.
"В январе 2013 года маме позвонили на сотовый телефон и сообщили, что есть уникальная подписка, называется "Ландшафтный дизайн", - рассказывает Анна Асанова.
Звонивший объяснил, что нужно лишь устное согласие. И выбрать способ доставки. За первую посылку мама Анны заплатила по факту получения - 160 рублей. Никаких договоров приложено не было. А после не было и посылок. Зато пришла квитанция на 350 рублей.
Как пояснили в фирме, куда дозвонилась женщина, правила изменились. Для получения очередного номера нужно сначала оплатить счет. Новые условия адресата не устроили, и она тут же по телефону отказалась от подписки. Но по почте пошли уведомления о задолженности.
"Пришла сумма 350 рублей. Потом уже приходили штрафы по 500 рублей, уже 600 рублей, потом 1097. А вот недавно пришла квитанция на 2400 рублей", - говорит Анна Асанова.
На каком основании выписываются штрафы, Анна Асанова узнала только на сайте фирмы. Оказывается, все в рамках договора публичной оферты. Вот одно из условий:
"Размещая заказ по телефону, Интернету, факсу, почте или через sms-сообщение, Вы также даете согласие на присоединение к данным условиям Подписки целиком, без изменений, исключений и дополнений".
Иными словами, вы по телефону заключаете соглашение на получение подписки, ничего при этом не подписывая. Но устное согласие, объясняет юрист Московского общества защиты потребителей Юлия Швец, не может быть юридическим договором.
"Если вам выслали счет за один экземпляр какого-либо издания, и вы его оплатили, это не обязывает вас в дальнейшем оплачивать другие издания. Почему? Потому что абонементную подписку на данное энциклопедическое или иное издание вы не подписывали, То есть, свое согласие под этим не ставили", - говорит эксперт.
Такой договорной системой возмутились уже сотни подписчиков.ю причем не только в России. Например, страницу в социальной сети, где собираются недовольные клиенты, создали на Украине; есть и отечественный сайт, где каждый день появляются новые и новые сообщения недовольных клиентов.
Сама фирма - отнюдь не виртуальная. Правда, давать официальный комментарий на камеру в компании отказались. Но журналистам удалось побывать в офисе.
"Клиенту несколько раз говорят, что это подписка, называют цену. Рассказывают, как клиент получит товар, как можно отказаться, потому что по закону мы это должны рассказать", - говорит одна из сотрудниц фирмы.
Но отказаться от подписки непросто, в чем, например, убедилась Анастасия из города Серова. На своей страничке в соцсети она рассказывает, как и сколько раз пыталась отказаться от услуги. Как и Елена Цветкова, которой о долге в полторы тысячи рублей уже напоминают сотрудники коллекторского агентства.
"Они говорят, что передадут дело в суд, но извините, во-первых, до двух тысяч рублей не передаются дела в суд. И, во-вторых, у них нет ни одной моей подписи нигде", - возмущена Елена Цветкова.
Подобные ситуации, объясняют в Роспотребнадзоре, возникают не только из-за невнимательности людей. Многим сложно понять, что такое договор публичной оферты.
Олег Прусаков, начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора, объясняет: "Никакой устный разговор и никакое устное согласие – "Да, привозите товар, я за него заплачу" - оно свидетельством выражения акцепта со стороны потребителя не будет. Свидетельством заключения договора, разумеется, не будет".
В подобных ситуациях юристы советуют никак не реагировать на долговые уведомления. Существование задолженности истцу ещё нужно доказать в суде, где в первую очередь потребуют документальных подтверждений заключения сделки. И в этом случае устных договоренностей явно недостаточно.
Александр Ботухов
Источник: Первый канал