Рост цен на прессу в 2013 году не превысил уровень инфляции в стране

По данным Росстата, инфляция в России за прошедший год не вышла за рамки прогнозов и составила 6,5%. В 2011 и 2012 годах средний рост потребительских цен находился тоже примерно на данном уровне, а вот цены на прессу при этом росли почти в 2 раза быстрее (на 11% в 2011 и на 12% – в 2012 году).

В 2013 году ситуация несколько изменилась.

Результаты нового мониторинга рынка розничных цен на печатную продукцию показали, что стоимость периодики за последний год увеличилась в среднем на 6%. В целом, замедлившийся в 2013 году рост цен на газеты и журналы был предсказуем: отрасль исчерпала те резервы, благодаря которым удавалось сдерживать падение доходов от продаж. Дальнейшее повышение цен привело бы только к потере читателей, готовых купить свежую газету или журнал.

Однако необходимо заметить, что с января 2011 по январь 2014 года цены на прессу выросли значительно сильнее, чем в среднем на все потребительские товары РФ: 32% против 19,9%.

Динамика роста цен на прессу и потребительские товары и услуги 

в 2011 - 2013 гг.

* По официальным данным Росстата

Источник: АРПП, ЗАО «Консалт-центр»

Отметим, что первое полугодие 2013 года не принесло каких-либо существенных изменений цен на периодическую печать: почти весь 6%-й рост пришелся на сентябрь-декабрь. Только за 4 квартал многие издатели, пересматривая отпускную цену на свои издания, увеличивали ее в среднем на 10-15%. По некоторым изданиям рост доходил и до 100%: к ним по большей части относятся вторые номера журнальных коллекций (патворков), среди которых в декабре вновь оказалось немало новинок: «My Little Pony», «Властелин колец. Шахматы», «Почтовые марки мира», «Чудеса природы» и много других.

Распространители прессы не стали полностью транслировать повышение стоимости всех печатных СМИ своим покупателям. Например, розничная цена на журнал «Мой друг СОБАКА» выросла всего на 1-2% при увеличении издательской на 9%.  

Лидерами по росту розничных цен за октябрь-декабрь стали такие издания, как «Моя прекрасная дача», «Имена», «Computer Bild», «Мир новостей». В некоторых точках продаж они подорожали на 25-30%. В целом, изменение розничных цен на различные тематические группы периодической печатной продукции характеризовалось в 2013 году следующими параметрами:

•Наибольший прирост стоимости был зафиксирован для изданий тематики «Садоводство» - в среднем они подорожали на 11%, а журналы «Дом и сад», «Цветочный клуб»  и некоторые др. и вовсе на 18-20%.

•Розничные цены на женские глянцевые журналы о стиле жизни вновь выросли на 8-9%. Сильнее (на 10-15%) подорожали лишь издания «Атмосфера»,  «Cosmopolitan. Beauty», «Стильные прически» и «Караван. Коллекция историй».

•На уровне рынка в 2013 году выросли цены и на новостные издания, а также ежедневную и деловую прессу («Известия», «Московский комсомолец»: +7%, «Коммерсантъ», «РБК»: +5%).

•Периодика прочих тематических групп подорожала в среднем на 5-7%.

Ситуация с темпами роста цен на периодическую печатную продукцию по форматам точек продаж в 2013 году также несколько изменилась. Продуктовый ритейл за последние годы так сильно поднял уровень цен на прессу, что покупать ее там стало очень невыгодно. Поэтому сегодня в супермаркетах рост стоимости газет и журналов идет более медленными темпами, чем в других форматах (+4% за год). При этом цены в специализированных (киоски, павильоны) и на вспомогательных торговых объектах (вендинговые автоматы, лотки, «ручники») выросли за прошедший год на 8% и 5% соответственно.

Что касается прогнозируемой динамики цен на периодическую печатную продукцию на 2014 год, то следует учесть несколько факторов.

Во-первых, как уже было отмечено ранее, значительное увеличение розничных цен на периодику неэффективно: оно приведет лишь к дальнейшему снижению расходов населения на покупку печатных изданий и падению продаваемых тиражей, что невыгодно самим же издательским домам.

Во-вторых, сокращение рекламных сборов вынуждает российских издателей по примеру зарубежных коллег переходить от рекламоцентричной модели своего бизнеса к продажецентричной. То есть в ближайшей перспективе будет делаться упор на доходность от продаж изданий по подписке и в розницу, что невозможно при дальнейшем значительном повышении цен на газеты и журналы.

Однако, согласно законам экономики, на цену продукции влияет и объем предложения. Поэтому любое уменьшение количества точек продаж печатных СМИ может привести к дестабилизации на рынке и росту цен.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные тезисы, можно полагать, что рост розничных цен на прессу в 2014 году будет умеренным, достигнет уровня общей инфляции по стране (прогнозное значение – 6%).

Экспертная группа АРПП