Столичная подземка заключила договор с тремя компаниями на поставку оборудования в комнаты досмотра. Фирмы «Диагностика-М» и «Медрентех» предоставят метро рентгеновские установки неконвейерного и конвейерного типа, а «Современные наукоемкие технологии» — стационарные рамочные металлодетекторы. Об этом «Известиям» рассказал начальник службы безопасности Московского метрополитена Владимир Муратов. Кроме того, ООО НПП «Экотест ЛТД» уже поставило в подземку первые 40 взрывозащитных контейнеров — пилотные боксы поставят на привокзальных станциях.
В декабре 2013 года заместитель начальника подземки Александр Вайсбурд заявил, что торги на поставку оборудования в досмотровые зоны общей стоимостью около 1,5 млрд рублей были признаны несостоявшимися.
В конце ноября 2013 года Московским метрополитеном был объявлен конкурс на поставку оборудования для оснащения комнат досмотра пассажиров, которые появятся на 46 станциях подземки в следующем году. Речь идет о рентгеновских установках, взрывозащитных контейнерах, аппаратуре радиационного контроля, портативных обнаружителях взрывчатых веществ и других системах безопасности.
— Главная причина, по которой не был определен победитель на прошедших торгах, заключалась в отсутствии у компаний-участников документа о соответствии поставляемой аппаратуры необходимым требованиям, — сказал Муратов. — Мы выбрали несколько компаний, которые отвечают требованиям ФСБ, и заключили с ними договор на условиях, не хуже объявленных ранее. Среди них фирмы «Диагностика-М», «Медрентех», «Современные наукоемкие технологии» и ООО НПП «Экотест ЛТД».
По его словам, рядом с каждой досмотровой зоной будут установлены взрывозащитные контейнеры. В январе 2014 года компания из города Арзамас уже поставила метрополитену 40 боксов, всего в рамках заказа будет установлено 294 единицы. Первые из них появятся на вокзальных станциях Кольцевой линии, в частности на «Курской», «Павелецкой» и «Комсомольской».
— В такую бочку можно поместить, к примеру, гранату, и ее разрыв будет поглощен, —пояснил начальник службы безопасности. — В настоящее время проводится работа по поиску места для размещения зон досмотра на каждой станции. Все объекты, которые станут мешать установке специальной техники, будут убраны или перенесены в другие места, например автоматы по продаже билетов или газетные киоски.
В службе имущественно-земельных отношений и инвестиций метрополитена также пояснили, что в случае возникновения конфликтных ситуаций, когда организации досмотровых зон станут препятствовать аптечные киоски или банковские отделения, предпочтение будет отдаваться обеспечению безопасности пассажиров.
Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков считает, что торговые точки, расположенные в вестибюле метрополитена, будет проблематично переделать в зоны досмотра без коренной реконструкции самого вестибюля.
— Обычно торговые точки располагаются за турникетными линиями, следовательно, их реорганизация в пункты досмотра будет препятствовать свободному движению пассажиропотока и создаст дополнительные трудности во время часов пик, — сказал эксперт.
Между тем председатель правления Ассоциации транспортной безопасности Александр Свешников отметил, что метрополитену стоило бы не лично определять поставщика, а повторно провести конкурс.
— В нашу ассоциацию входят такие компании, как «Хайманн Рус» и «ВЛИБОР системс», известные по разработке и поставке рентгеновской техники конвейерного типа, — отметил Свешников. — На протяжение года этим фирмам так и не удалось получить необходимые документы для участия в конкурсе по линии Минтранса и ФСБ, поскольку это закрытые структуры. В связи с этим вопрос, каким образом выбранным компаниям удалось получить необходимые документы, остается открытым.
Как пояснили в Ассоциации транспортной безопасности, компания «Медрентех» уже поставляла досмотровую технику на станцию «Охотный Ряд». Фирма «Диагностика-М» является дочерним предприятием «Лаборатории ТСНК» и специализируется на разработке аппаратов конвейерного типа.
По мнению председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра Жаркова, конфликтных ситуаций между метрополитеном и коммерческими компаниями не возникнет, если подземка продумает систему компенсации.
— Пострадавшим торговым точкам стоит предложить место в вестибюлях других станций, — сообщил он. — Безопасность граждан должна быть превыше всего, однако стоит также считаться с интересами бизнеса.
Как ранее писали «Известия», в целях обеспечения антитеррористической защищенности столичный метрополитен расторгнул договор аренды с ООО «Буфет Метро» — компанией, открывшей десятки точек быстрого питания на станциях и переходах между ними. На освобожденных от киосков площадях будет размещено технологическое оборудование, в том числе досмотровые зоны.
Татьяна Бородина
Источник: Известия