Жалобы москвичей на агрессивную рекламу столичных проституток, которую навязывают вместе с бесплатным журналом «Флирт» и его многочисленными «клонами», наконец услышаны. Правительство дало поручение (есть у «Известий») МВД, ФАС и Минкомсвязи рассмотреть возможность введения уголовной ответственности сроком до 5 лет за рекламу услуг проституток в СМИ.
«Известия» выяснили, кто стоит за скандальным журналом и какие прибыли получают его издатели, с которыми третий год подряд борется Роскомнадзор. В конце декабря ведомство по решению суда закрыло «Флирт в большом городе», несмотря на это, в январе Москва вновь оказалась завалена этим журналом с полуобнаженными девушками и их телефонами.
- Это издание словно гидра, у которой отрастают новые и новые головы, - говорит Вадим Ампелонский, официальный представитель Роскомнадзора. - Наших полномочий недостаточно, чтобы на законных основаниях прекратить их распространение. "Флирты" позиционируют себя как информационно-рекламные издания. В судах мы последовательно доказываем, что это эротические журналы, и прекращаем действие их свидетельств о регистрации СМИ. Но через какое-то время появляются новые клоны "Флирта" - формально отказать им в регистрации мы не имеем права.
Флирт, романтика, любовь
«Как же меня балуют! Уикенд в Дубае. Шоппинг без ограничения! И самое главное, новая шубка из шиншиллы. И после: «Любимая, что ты хочешь на день рождения? – пишет на своей страничке Стася Казакова.
Стася любит роскошные платья, свежих устриц и черную икру. Казакова недавно переехала в новую квартиру на Тверской, а выходные часто проводит в Дубае. Об этом она с удовольствием рассказывает в соцсетях.
В прошлом году Станислава Казакова стала учредителем двух журналов – «Флиртим» и «Флирт мини». Она же представляет в судах интересы других хозяев «Флиртов», которые, как выяснили «Известия», тоже часть большого семейного бизнеса. Анастасия Зяблицева из Североуральска - учредитель «New! Флирт и знакомства» и «Флирт, романтика и любовь!» - сестра мужа Стаси Дмитрия Зяблицева. Еще Зяблицева главный редактор во «Флирте в большом городе», закрытом Роскомнадзором и гендиректор в рекламной компании «Анзор», названной в честь ее супруга Анзора из Узбекистана.
В маленьком Североуральске не верят, что Настя Зяблицева издает скандальный журнал, посвященный продажной любви.
- Она из очень интеллигентной семьи. Настя всегда была такой скромницей, - вспоминают в местной детской школе искусств, где Зяблицева училась игре на баяне. – У нее склонность к музыке, и мы думали, что она пойдет учиться в музучилище. А она уехала в Москву к брату Диме.
Источники в МВД утверждает, что мозгом «флиртов» является именно "брат Дима" - Дмитрий Зяблицев. Но в учредительных документах журналов он не светится. На него оформлена фирма «Лира и Компания», которая нанимает распространителей журнала. Сам Зяблицев разговаривать с «Известиями» не захотел.
Юридический адрес «Лиры» совпадает с пропиской «флиртов». Фактически же «Лира» занимает офис в самом центре Москвы на 2-й Тверской Ямской. Этот же офис указан на сайте компании «Семпер Фиделис», которая занимается микрокредитованием населения - выдает займы под 730% годовых.
В «Семпер Фиделис» «Известиям» заявили, что сейчас офис на 2-й Тверской-Ямской закрыт на ремонт, приглашая за деньгами в другое место. Однако именно по этому адресу и проводят собеседования будущих распространителей «Флирта» сотрудники «Лира и Компания».
Бизнес-центр на Тверской-Ямской с арендой $700 за квадратный метр. На первом этаже - охранник в несвежей рубашке. В офис 608, куда зазывают на собеседование в «Лиру», так просто не попадешь. Корреспондент «Известий» пошел туда устраиваться на должность супервайзера.
В комнатушке только девушка Юля, она проводит соискателей на собеседование, на котором часто присутствует директор Дмитрий Львович (тот самый Зяблицев – «Известия»).
- Супервайзер должен следить за промоутерами, которые раздают журнал на станциях метро, за каждым – семь станций, где стоят раздатчики, - говорит Юля. – Вы должны следить, чтобы негры вручали журнал, а не пытались его выкинуть.
У супервайзеров шестидневная рабочая неделя - с 8.30 до 20.00 с двухчасовым перерывом на обед, в субботу, правда, «послабление» - до 16.00, зарплата 30 тыс. рублей. У раздатчиков все жестче: есть афроамериканцы, стоящие у метро и те, кто подсовывает «флирт» под дворники. У тех и других строгий план: раздать не менее 700 журналов. Если супервайзер заметит, что «флирт» валяется на земле, а промоутер сачкует, то ближайшие два часа тот будет работать бесплатно. Оплата у распространителей почасовая – 190 рублей.
- У негров, таджиков и узбеков, которые раздают журналы, есть свои бригадиры, они и отвечают за набор персонала, - просветили в «Лире».
Жена на час
Бороться с «Флиртом» и его многочисленными клонами Роскомнадзор начал два года назад после многочисленных жалоб москвичей на агрессивную рекламу проституток. Яркий журнальчик с объявлениями от девушек, которые ищут близких знакомств, как таракан, лезет из всех щелей. У станций метро его раздают молчаливые замерзшие выходцы из Африки, у супермаркетов - гастарбайтеры из Средней Азии.
Этим летом распространителей «Флирта» попытались выдавить с улиц православные активисты из общественного движения «Божья воля». Они отлавливали «флиртистов», проводили с ними задушевные беседы и заставляли раздавать прохожим листовки о христианском браке, целомудрии и необходимости запрета абортов. Но беседы и листовки не помогли. Активисты исчезли, а распространители остались. Более того, издатели журнала провели показательную промоакцию - несколько дней на улицах Москвы «Флирт» предлагали девушки модельной внешности в коротких юбчонках.
Павла Шапкина из Национального союза защиты прав потребителей так достали эти журналы, а так же то, что на них вечно натыкаются его дети, что он тоже написал в правительство - мол, пора уже ввести за такую рекламу уголовную ответственность.
- Ерунда какая-то получается: журнал только закроют, а сразу новый появляется, очередной «Флирт», и конца края этому нет, - возмущается Шапкин. – Ответ из правительства пришел уже через неделю – МВД, ФАС и Минсвязи должны представить свои предложения по этому поводу.
Судебные баталии Роскомнадзора все-таки сделали свое дело: журнал запечатали в пленку и пометили «18+», а с обложек убрали «обнаженку». Теперь там красуются невинные объявления вроде «жена на час: уборка, стирка, глажка, готовка - 24 часа в сутки». Правда, по указанным телефонам уставший женский голос сообщил, что предоставляют они совсем другие услуги – интимного характера.
Проверенные люди
- Журнал «Флирт» и его производные - это бумажная версия нескольких сайтов, рекламирующих московских проституток, - рассказывает оперативник МУРа. – А указанные в объявлениях телефоны являются «дежурными», по которым приятный женский голос примет у клиента заказ.
По его словам, публикуемые в объявлениях «дежурные» телефоны принадлежат «девочкам», работающим в бригадах, которых кроме сутенеров «крышуют» и правоохранители - они оберегают покой и членов сексуального «профсоюза», и предприимчивых издателей «Флирта».
Печатают журналы во Всеволожске Ленинградской области, в типографии «ТМ-принт». Там «Известиям» рассказали, что при заявленном тираже в 100 тыс. экземпляров номер обходится в 9 рублей. «New! Флирт и знакомства» в выходных данных указывает 550 тыс. экземпляров, запрещенный «Флирт в большом городе» - 150 тыс.
- Конечно, это не настоящие тиражи, в реальности они меньше, но все равно значительные. Себестоимость одного номера составляет 30 рублей, в него уже входят услуги распространителей, "крыши" и т.п. - говорит собеседник, хорошо знакомый с этим бизнесом. – В одном номере рекламы девочек набирается почти на 5 млн рублей, а таких номеров минимум три в месяц.
Но это лишь часть большого бизнеса, утверждает собеседник в МУРе, где журналам и рекламе в интернете отводится роль связующего звена между потребителями секс-услуг и представительницами древнейшей профессии.
– Уж слишком хорошо у них построена логистика распространения у станций метро, где людей, предлагающих взять журнал, не «гоняют» коллеги из территориальных отделов полиции и по охране метрополитена, - объясняет оперативник. - Это очень прибыльный бизнес , чтоб его перестать «крышевать». Да, со столичных улиц «девочки» перебрались в теплые квартиры и связываться с клиентами они могут только при помощи телефонов и интернета, в чем им и помогают сайты и журналы.
Проститутка оставляет себе 25-50% от полученных от клиента денег. Средняя такса за час «работы» в Москве - 3-4 тыс. рублей.
- Остальное идет организаторам «бизнеса» и на рекламу в журнале «Флирт», сайтах, сутенеров, «крышу» и прочие административные расходы, - рассказывает полицейский. - База "жриц" одна - одинаковые телефоны "гуляют" и в интернете, в журналах.
"Известия" попытались разместить свою рекламу в журнале, но на связь с нами никто не вышел. "Работают только с проверенными людьми, сторонние заказы не принимают", - говорит бывший сотрудник "Флирта".
По данным МВД, в России 150-500 тыс. «жриц любви», в Москве их 15-30 тыс. Ежегодно за занятие проституцией в целом по стране привлекается около 10 тыс. человек.
Наталья Гынку, президент профсоюза работников модельного бизнеса, говорит, что не раз сталкивалась с тем, что во «Флирте» и его клонах для привлечения клиентов печатают фотографии моделей.
- Девочки давно замужем, живут за границей и никогда проституцией не занимались, а их фото гуляют по журналам. Я звонила во «Флирт», чтобы выяснить, как к ним попали снимки и на каком основании они их печатают, но там все свалили на рекламодателей, а их данные отказались предоставить, - вспоминает Гынку.
«Что нибудь придумаем»
Эксперты высоко оценивают возможность введения уголовной ответственности за рекламу проституток.
- Попытка ввести рекламную деятельность по ряду направлений в русло, не оскорбляющее нравственность, смотрится довольно естественно, - говорит вице-президент Гильдии издателей Василий Гатов. – Но это вне всяких сомнений принесет ощутимые потери рекламной доли выручки для многих СМИ. И в первую очередь региональных, где она за счет подобных объявлений достигает 10-15%. В принципе не смертельно, однако с учетом того, что с 1 января уже запрещена реклама медицинских услуг, которая приносила региональным СМИ до 25% всей выручки, это может поставить на грань выживания многие издания в средних (до 500 тыс. жителей) российских городах.
При этом «специализированные» издания, против которых формально и направлены эти инициативы, вряд ли пострадают, считает Гатов.
- «Специализированные» издания, как правило, находятся в серой зоне, и чтобы их издателей привлечь хоть к какой-то ответственности, нужно проводить серьезные оперативно-розыскные мероприятия. Будет ли полиция проводить такие расследования – большой вопрос, - говорит эксперт.
Между тем, в Госдуме уже готовы рассмотреть эти поправки.
- По-моему, такие карательные меры по отношению к объявлениям не нужны, издатели сами должны «фильтровать» такой контент, невзирая на возможную прибыль от них, - говорит первый зампред комитета Госдумы по информационной политики и СМИ Андрей Туманов. – Но если поправки будут официально внесены в Госдуму, скорее всего их примут.
Вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев считает, что вводить уголовную ответственность для издателей таких журналов поздно, потому что вся реклама интим-услуг ушла в интернет.
- Смешно бороться с печатными изданиями, это как придумывать ограничения для лошади с телегой, когда уже есть гоночные автомобили, - иронизирует Евстафьев.
Станислава Зяблицева, учредитель и юрист «Флиртов» говорит, что бояться им нечего, потому что законов они не нарушают.
- Вот если изменят закон, тогда и будет думать, что делать и как издавать журнал, - не унывает она. – Что-нибудь точно придумаем.
В середине января в Роскомнадзор поступили новые заявления о регистрации рекламно-информационных журналов «New!Флирт» и «Флирт и знакомства».
Герман Петелин, Александр Раскин
Источник: Известия