Московское метро рискует остаться без прессы

В редакцию PlаnetaSMI.RU одна за другой стали поступать жалобы от распространителей прессы, осуществляющих свою деятельность на территории ГУП «Московский метрополитен». Причина — произошедшие в начале 2014 года двукратное повышение размеров платежей за право осуществления торговой деятельности на территории столичной подземки. Что ставит и без того низкорентабельный бизнес по распространению прессы на грань выживания, а в итоге грозит оставить пассажиров метро вообще без печатной продукции.

Согласно полученной PlаnetaSMI.RU информации, в декабре 2013 г. продавцами прессы от ГУП «Московский метрополитен» было получено уведомление, в котором вопрос продления договоров на право осуществления коммерческой деятельности на территории метро в 2014 г. ставился чуть ли не в прямую зависимость от согласия на повышение размера платежей более чем в два раза. (Копия одного из них имеется в распоряжении редакции PlаnetaSMI.RU).

В документе указывается, что 11 декабря 2013 г. на заседании Межведомственной комиссии была утверждена методика расчета ежемесячной платы за право осуществления коммерческой деятельности на территории метрополитена в 2014 г. В случае отказа распространителя от подписания полученного вместе с уведомлением дополнительного соглашения по новым расценкам, договор считается утратившим силу.

По словам распространителей прессы, теперь им предлагается платить аренду за киоск в сумме, превышающей прежнюю в два раза (порядка 400 000 руб. в месяц вместо 187 000 руб.), что делает торговлю прессой убыточной и может привести к банальному закрытию точек продаж прессы в метро.

По наблюдениям предпринимателей, с нового года руководство ГУП «Московский метрополитен» решило в целом пересмотреть политику в области арендных отношений. Однако, никаких пояснений, в частности — по методике расчета, сами распространители от него до сих пор не получили.

«Открытой информации по этому поводу нет, и нам достаточно сложно понять действия руководства метрополитена. Принцип расчета арендных ставок неочевиден, он не имеет ничего общего с рыночной ситуацией в отрасли прессы», — рассказывает генеральный директор компании «АРИА-АиФ» Герман Баринов.

Он приводит в пример торговые точки, расположенные на недавно открытых станциях метрополитена. Например, начальная цена аукциона на право осуществления торговой деятельности по продажам прессы на станции Новокосино сегодня составляет 228 тыс. за 16 кв. м. площади. И это при том, что проходимость станции по расчетам специалистов ниже среднего показателя по меркам московского метро: всего 40 тыс. человек в день (для сравнения: проходимость самых загруженных станций составляет 150 тыс. человек).

«Уровень ставки арендной платы в Новокосино говорит о том, что распространителям надо продавать прессы минимум на 1 млн. руб., чтобы не только отбить затраты на аренду, но и платить киоскерам. И это — в той сложной экономической ситуации, в которой сегодня оказался рынок продаж прессы!», — сокрушается Баринов.

О том, что социально значимый бизнес по продажам газет и журналов все последние годы находится в крайне тяжелом положении, писали и говорили уже не раз. В настоящее время власти Москвы взяли курс на всемерную поддержку отрасли и создание благоприятных условий для распространителей прессы. Киоски прессы поддержал и вице-мэр города Александр Горбенко.  В частности, он предложил отменить для продавцов прессы аукционы на право осуществления торговой деятельности. За сохранение и развитие существующей системы распространения прессы в столице в свое время решительно высказывался мэр Москвы Сергей Собянин.

Но видимо у «подземной Москвы» свое видение ситуации и свои планы…

«Они (ГУП «Московский метрополитен» — прим. ред.) предполагают проводить аукционы аналогичные тем, что проводятся в городе. И с точки зрения здравого смысла это абсолютно правильно», — считает генеральный директор компании «Сейлс» Андрей Богданов. При этом он указывает на существующую сейчас в предпринимательской среде практику многократной пересдачи торговых мест в субаренду. «Там огромное количество “прокладок”, и раз эти деньги есть, то почему бы их не получать напрямую? Проведение аукционов, конечно, не самый оптимальный путь, но других я сейчас не вижу», — добавляет эксперт.

Однако не все распространители так лояльно настроены. Некоторые из них всерьез опасаются за судьбу бизнеса. «Метрополитен считает, что, несмотря на такие завышенные ставки у него все равно найдутся желающие торговать прессой. Однако это далеко не так. Рентабельность киосков крайне низкая. Зарплаты киоскеров просто смешные. А новые условия, выдвигаемые метрополитеном, еще больше усугубят и без того не простую ситуацию. В итоге не исключено, что столичное метро, гордость нашей страны, может вообще остаться без киосков с печатной продукцией», — заявляет председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

За официальными комментариями редакция PlenetaSMI.RU обратилась к начальнику ГУП «Московский метрополитен» Ивану Беседину. Пояснения надеемся получить в самое ближайшее время.

Евгения Трушина

Источник: PlаnetaSMI.RU