Юлия Казакова — о промежуточных итогах реализации программы по упорядочиванию печатной розницы в Москве

В Москве продолжается большая работа, направленная на упорядочивание мелкой розницы, в том числе в области продаж печатной продукции. Чтобы прояснить будущее продавцов прессы, в конце прошлого года PlanetaSMI.RU обращалась за разъяснениями к заместителю руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы Юлии Казаковой.

Напомним: тогда в столичном правительстве разрабатывался план, согласно которому установка всех киосков прессы по итогам аукционов должна была бы происходить за счет участников рекламного рынка; они же должны были стать собственниками торговых конструкций. А функции сегодняшних предпринимателей в области распространения печати сжались бы до минимума: доставка, выкладка и непосредственно торговля.

Пока рекламщики оценивали новые перспективы, продавцы газет и журналов забили тревогу и заговорили о переделе рынка. Жалобы, письма и звонки стали поступать и в нашу редакцию. На новогодние праздники рынок ушел в полной неопределенности…

И вот, 16 января вице-мэр Москвы Александр Николаевич Горбенко принял у себя ведущих участниками рынка прессы. Совместно с коллегами из других департаментов он выслушал опасения и чаяния распространителей печатного слова. О том, какие решения были приняты по итогам совещания, на какой стадии находится работа над проектом, что уже сделано и что только предстоит сделать PlanetaSMI.RU вновь попросила рассказать Юлию Георгиевну Казакову.

— Юлия Георгиевна, в октябре прошлого года во время нашей встречи Вы рассказывали о готовящемся в Правительстве Москвы проекте по упорядочению торговли прессой. Сейчас, по истечение трех месяцев, на какой стадии находится работа?

— За это время прошло множество обсуждений проекта на самых разных уровнях. Все предложенные идеи были серьезно проработаны, и на данный момент идет процесс их согласования с нашими коллегами, в том числе в Департаменте торговли и услуг г. Москвы.

— И что за идеи были предложены?

— В целом их можно условно разделить на три основных блока: дислокация объектов печати в городе и их количество; внешний вид объектов печати; правила их дальнейшего функционирования. Вот по всем этим направлениям и ведется сейчас работа.

— Есть ли уже какие-то результаты и решения?

— Мы серьезно продвинулись в части упорядочивания торговли печатью с рук. Во втором полугодии этот тип торговли перейдет на новое оборудование — пресстенды. Типы таких объектов разработаны участниками рынка в соответствии с установленными требованиями и согласованы в Москомархитектуры. За прошедшее время была уточнена дислокация «ручников». Часть мест будет исключена из схемы, в том числе, дублирующие места, в то же время будут добавлены новые. На все места в схеме будут проведены конкурсы на право размещения пресстендов. Предполагается, что срок разрешения на торговлю для таких точек продаж составит три года. При этом продавцы будут заключать договоры на право осуществления торговой деятельности с Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы. Соответствующие распорядительные документы проходят стадию согласования.

— Понимание, что такое «пресстенд» официально прописано?

— Да, оно прописано и утверждено с Департаментом торговли и Москомархитектуры. Информация доведена до участников рынка и отраслевых ассоциаций. Пресстенд — это легкая переносная конструкция, которая должна убираться в ночное время. Это ни в коей мере не лоток, мини-киоск или какой-то развал. На конструкции не будет рекламы, она не будет подключена к электричеству, а торговать с нее можно исключительно газетами и журналами. И уж совершенно точно рядом не должно быть никаких коробок, столов или мешков. Запрещено будет и объединение пресстендов. Все нарушения, как и нелегальная торговля, будут жестко пресекаться. Отслеживать такого рода нарушения вызвались и отраслевые ассоциации — это хороший признак движения отрасли в сторону саморегулирования.

— Хорошо, с будущим «ручников» разобрались. А что с газетными киосками?

— В конце прошлого года совместно с операторами рынка была проведена серьезная работа по уточнению схемы размещения киосков печати в городе. В настоящее время полученные данные сверяются с данными префектур на местах с учетом перемещений и окончания договоров. По сути, сверяем согласованную схему мест с фактическим размещением киосков. Место в схеме не означает, что киоск там установлен.

— Почему?

— По словам распространителей, не все места интересны с точки зрения экономики. Позиция нашего департамента в данном вопросе такова — мы хотим сохранить все места, на которых сегодня уже стоят киоски печати. У нас нет задачи ломать сложившийся рынок. На недавнем отраслевом совещании у вице-мэра Правительства Москвы Александра Николаевича Горбенко были достигнуты договоренности о смягчении первоначальной идеи выставления на аукционы всех без исключения мест для размещения объектов печати в городе. Выставляться и разыгрываться будут новые места.

Что касается старых мест, на которых стоят работающие киоски печати, мы рассматриваем возможность проведения конкурсов. Для отбора поступивших заявок предполагаем создание Городской Межведомственной комиссии с привлечением отраслевых ассоциаций. Естественно, до проведения конкурсов будет проведена процедура досрочного расторжения действующих договоров.

И самое главное — заключение договоров планируется на срок до десяти лет.

— Для игроков, которые хотят остаться на рынке, выдвигаются какие-то особые требования?

— Да, и очень серьезные. Во-первых, до конца 2014 года все торговые объекты должны быть заменены на новые, современные, утвержденные городом. Во-вторых, не должно быть никаких нарушений в работе, вроде смены специализации, изменения ассортимента и пересдачи в аренду.

— А как планируется построить работу в отношении новых мест?

— На данный момент мы подобрали порядка 700 новых мест на территории города, где можно установить киоски печати. В дополнение к ним — места, на которые нет действующих договоров, но которые присутствуют в схеме как места для торговли печатной продукцией. На все эти точки будут проводиться аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов со специализацией «печать» с возможностью размещения рекламы без права смены специализации.

— А для старых мест такой возможности не предусмотрено?

— Этот вопрос сейчас обсуждается. Пока не совсем понятна целесообразность такого количества рекламы сити-форматов в городе. Вопрос еще не решен, находится в проработке.

— Какая реклама будет на новых местах — отраслевая?

— Нет, коммерческая.

— А допуск к участию в аукционах будут иметь все желающие?

— Абсолютно верно — и в них примут участие все желающие, как и было задумано изначально… При этом сохраняются и все изначально задуманные ограничения: обязательная установка объекта печати и обязательная торговля печатной продукцией. Причем не просто «выставка» на витрине из нескольких изданий, а широкий ассортимент газет и журналов. У нас ведь народ умный, может обойти любые запреты, а мы не хотим в итоге получить «рекламные конструкции типа киоск» с тремя-четырьмя выставленными журналами. Для нас эти объекты первичны именно как полноценные киоски печати.

Все новые места проработаны с точки зрения законности размещения на них рекламы, а так же с учетом расположения по близости других рекламных конструкций. Это делается для того, чтобы не ухудшать условия рекламщиков, которые уже выиграли аукционы. Предполагается, что места будут разделены на лоты.

— Перечисленные нововведения — это пока только планы?

— Все в работе. Мы подготовили проект распорядительного документа. Сейчас в него, по итогам последних договоренностей с индустрией и коллегами, вносятся коррективы. После этого документ будет направлен на согласование в соответствующие структуры Правительства Москвы.

— Распространителей новые условия устраивают?

— Они их приняли. Конечно, остались какие-то вопросы. Участники рынка активно следят за ситуацией и ждут разъяснений. Мы работаем в плотном контакте. По мере достижения согласованных договоренностей мы будем их информировать.

— Выше вы сказали о необходимости замены киосков до конца текущего года на новые модели. Что это будут за киоски? Они уже утверждены?

— В настоящий момент мы ждем от Москомархитектуры согласования полученных от индустрии предложений по типам киосков.

Ранее мы согласовали с Ассоциацией распространителей печатной продукции проект технического задания на современный, красивый, функциональный киоск печати, который помимо продажи газет и журналов, мог бы предложить жителям и гостям столицы дополнительные услуги. Предложения АРПП мы доработали, окончательно согласовали, и в ноябре 2013 года разместили их на своем сайте, чтобы получить обратный отклик от участников рынка. Нам поступило несколько предложений. Какие-то из них были неудачные, какие-то интересные. Мы их направили в Москомархитектуры. Ответ от него ожидаем в самое ближайшее время.

После окончательного согласования объекты будут представлены отрасли как утвержденные городом.

— Чем предлагаемые торговые объекты принципиально отличаются от предшественников?

— Это объекты-трансформеры. Они могут быть как с возможностью размещения рекламы, так и без нее. Площадью как 7 кв. м., так и 9 кв. м. С банкоматом или терминалом. И даже с холодильником. Современные, удобные, функциональные.

— То есть теперь у распространителей прессы появятся все возможности для того, чтобы беспрепятственно торговать прохладительными напитками?

— Если распространитель сочтет это для себя целесообразным, во встроенных в киоски холодильниках это возможно.

— А какова судьба того киоска, который прошлым летом представляла компания «Кардос»? Он проверку зимой выдержал?

— Этот тип объекта внесен в альбом. В настоящее время в Москве установлено более 20 таких киосков. И вот как раз сейчас они проходят самую суровую проверку морозами. А мы, как и участники рынка, наблюдаем.

Я два раза в день проезжаю мимо двух из них, расположенных на Кутузовском проспекте. Открыты и работают. Как выдержат они с точки зрения устойчивости материалов, показателей продаж, и самое главное — условий для продавцов, окончательно будет понятно только месяца через два. В принципе, жители о них откликаются положительно, да и «Кардос» указывает на высокие показатели продаж по сравнению с обычными киосками.

— Ну, все-таки на улице -25, а киоски открыты…

— Лично у меня тоже вызывает большие сомнения их устойчивость к сильным морозам. Как и к серьезным осадкам. И не забывайте: нам важно, чтобы торговый объект простоял десять лет! А для этого у него должен быть определенный запас прочности. Он не должен сгнить, развалиться, заржаветь или треснуть от морозов. Помимо функциональности, он должен сохранить еще и внешний вид. Так что эксперимент пока продолжается.

В этой связи могу сказать, что мы заведомо не хотели утверждать какой-то торговый объект, и уж тем более навязывать отрасли разработку города. Мы понимаем, что индустрия не выдержит частных замен. Поэтому и хотим предложить на выбор два или три торговых объекта.

— Замена киосков больно ударит по карманам распространителей… Киоск-трансформер, о котором вы говорили, во сколько обойдется?

— По оценкам его разработчиков, стоимость изготовления объекта без рекламных площадей порядка 400-450 тыс. рублей.

— Ну это же не 800, заявленные ранее!

— Если объект оснащен рекламными конструкциями, то стоимость его изготовления по оценкам составит около 600-650 тыс. рублей. Дальнейшее увеличение стоимости зависит только от того, будет ли киоск оснащен дополнительным функционалом.

К слову сказать, важно, чтобы при изготовлении киосков соблюдались все ГОСТы.

— Этим летом мы новые киоски на улицах города увидим?

— (улыбается) Я на это очень рассчитываю. По крайней мере, на аукционы мы хотели бы выйти уже в апреле-мае.

Эти объекты первичны для нас именно как полноценные киоски печати.

— Знаю, что распространители несколько раз обращались к властям с просьбой о пересмотре разрешенного ассортимента. Их пожелания учтены?

— Да, город расширил разрешенный к реализации в киосках печати ассортимент. Некоторое время назад АРПП предложила свой список, который поддержали Департамент СМИ и рекламы и по большинству позиций Департамент торговли и услуг г. Москвы. Достигнута договоренность о дополнении этого ассортиментного перечня еще частью позиций под ответственность распространителей. Город максимально идет навстречу продавцам прессы, в том числе — с точки зрения включения в ассортимент дополнительных товаров и услуг.

— И сколько позиций прибавилось?

— Там вопрос не в количестве позиций, а в количестве направлений: телефонные и интернет-карты, проездные, электронные карты памяти, «симки», «флешки», карточки на парковку, услуги фотопечати, оплаты и выдачи интернет-заказов печатной продукции и книг…

Распространители, помимо этого, самостоятельно инициировали обращение в Департамент торговли и услуг г. Москвы с просьбой о разрешении реализовывать снековую продукцию и горячие напитки. Но, естественно, в тех пропорциях, которые существуют для сопутствующих товаров. Ведь мы не хотим в итоге получить вместо киоска печати «киоск с возможностью продаж прессы» (улыбается).

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU