Газеты и журналы во многих регионах по-прежнему являются основным источником официальной информации, носителями языков народов России.
Экономическая ситуация, сложившаяся на рынке печатных СМИ, чрезвычайно сложная. Во многом это объясняется необходимыми, но жесткими для экономики СМИ изменениями в законодательных актах, связанными, в частности, с ограничениями рекламы табака, алкоголя и биологически активных добавок.
Однако в последнее время серьезно обострилась проблема распространения газет и журналов и организации подписки на них. Эти направления критически важны не только для нормального функционирования печатных СМИ, но и в целом - для сохранения единого информационного пространства страны.
В конце декабря издательское сообщество было поставлено в известность о том, что с 2015 года отменяются государственные субсидии ФГУП «Почта России», связанные с доставкой подписных изданий. И чтобы компенсировать свои расходы, национальный почтовый оператор будет вынужден поднять тарифы не менее чем втрое, спровоцировав этим резкий взлет подписных цен.
Как результат – в России фактически уничтожится рынок подписки, по которой сегодня распространяется 36% тиражей газет и журналов, в том числе – практически все научные, образовательные, литературно-художественные и социальные издания, а также районные и городские газеты. В ситуации, когда для многих подписчиков чувствительным является повышение подписных цен даже на один рубль в месяц, многократный рост почтовых тарифов может обернуться общероссийской информационной катастрофой. И такая социально важная для миллионов граждан услуга, как подписка на газеты и журналы, станет недоступной. Ее отсутствие в сегодняшней России не смогут компенсировать даже электронные СМИ.
Обсуждающаяся в настоящее время идея Минкомсвязи России возложить на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) функции по распределению субсидий на подписку между издателями, на наш взгляд, представляется нереализуемой. Ведь официально зарегистрированных в стране печатных СМИ сегодня – более 60-ти с лишним тысяч. Администрировать такое количество получателей государственных субсидий Роспечать будет физически не в состоянии, особенно учитывая отсутствие юридического механизма такого распределения.
Не помогут и альтернативные подписные агентства, которые предпочитают работать только в крупных городах и не идут «в глубинку» в силу высоких издержек.
В 2013 году издательским сообществом совместно с общественными организациями издателей, полиграфистов, производителей и распространителей печатной и книжной продукции разработан план мероприятий по улучшению предпринимательского климата в сфере издания печатной продукции (так называемая Дорожная карта). В документ вошли и предложения относительно почтовой отрасли.
В сентябре 2013 года «Дорожная карта» была направлена и в Минкомсвязи России, и в Роспечать. Однако каких-либо серьезных сдвигов в реализации изложенных в ней идей, рекомендаций и предложений до сих пор не последовало.
Просим Вас дать поручение соответствующим структурам правительства Российской Федерации приступить к совместной работе с представителями органов законодательной власти и издательского сообщества по выработке практических решений для поддержания рынка СМИ и информационного баланса в стране.
Выражаем уверенность, что с Вашей поддержкой издательская отрасль станет одним из локомотивов развития гражданского общества в России.
По поручению Правления ГИПП
Президент Гильдии издателей периодической печати
Моисеев С.Н.
Источник: ГИПП