Растущая популярность и доступность интернета повлекла взрывной рост попыток регулирования киберпространства со стороны властей, считают эксперты. Если в 2011 году таких попыток насчитывалось всего 5, в 2012 их число достигло 49 эпизодов.
А за 2013 год попыток было предпринято 75. При этом 73 из них были, так или иначе, направлены на ограничение свобод и прав на пространстве Рунета, и лишь два – поручение Дмитрия Медведева обеспечить доступность выхода в сеть и предложение принять универсальный международный договор о киберпространстве главы СПЧ Михаила Федотова были направлены на улучшение положения пользователей.
Аналитики "Агоры" насчитали 1832 факта ограничения свободы в интернете в России в 2013 году, что более чем в полтора раза превышает аналогичные показатели за 2012 год.
Согласно отчету, больше всего нарушений - 180 – было зафиксировано в Москве. Значительно ухудшились показатели в Дагестане, Санкт-Петербурге, Алтае, Волгоградской, Вологодской, Костромской, Московской, Ростовской и Ульяновской областях.
В частности, резко увеличилось количество нападений. Если в 2012 году было зафиксировано всего 3 случая насилия, в 2013 году их число возросло до 24. Из них в большинстве случаев пострадали журналисты. Ни по одному из этих случаев, отмечают в "Агоре", властями не было проведено эффективного расследования.
Исследователи отмечают значительный рост – со 103 до 226 случаев привлечения граждан к уголовной ответственности. Большинство по-прежнему составляют дела по статье "Экстремизм", однако активнее стали применяться статьи об оскорблении представителей властей и клевете.
Принятие закона "о черных списках" повлекли за собой активизацию деятельности Роскомнадзора. За 2013 год ведомство 514 раз привлекало к административной ответственности пользователей, администраторов и провайдеров. Для сравнения, в 2012 году таких случаев было зафиксировано всего 214.
Случаев ограничения доступа к информации формально, стало меньше – их количество уменьшилось с 609 до 236, однако исследователи связывают это со сложившейся судебной практикой, когда суды все чаще выносят решение о признании информации экстремистской или оскорбляющей чувства верующих. Кроме того, все чаще вместе требований операторам запретить доступ к информации, ресурсы стали вноситься в реестр запрещенных сайтов, после чего отказ блокировки ресурса становился прямым нарушением закона – случаи такого правоприменения увеличились со 124 до 624.
Кибер-атака на сайт "Новой газеты", организованная сообществом "Сетевые хомячки" 9 мая, была признана, по данным лаборатории Касперского, беспрецедентной по силе – ее мощность составила 60 Гбит/с. Для сравнения, максимальная мощность DDos-атаки, которую удавалось отразить, составляла лишь 2,9 Гбит/с. Между тем, оперативные действия по расследованию кибер-атак предпринимались властями только в случаях нападения на сайт "Аэрофлота" и сайты президента и правительства, предпринятых в мае 2012 года. За год активность кибер-атак возросла с 47 до 63 эпизодов.
Причины такой резкой попытки власти взять Рунет под свой контроль объясняется кратко: интернет становится всеобщей площадкой для обмена информацией и экономических операций.
Согласно данным фонда "Общественное мнение, опубликованным 15 января 2014 года, доля активной аудитории Рунета, то есть тех, кто выходит в сеть ежедневно, составляет 46% - 53,2 млн. человек. По сравнению с 2012 годом рост составил 14%.
В этом плане актуальными оказались показателями находящегося под угрозой закрытия телеканала "Дождь", который в 2013 году впервые обогнал "Первый" по цитируемости, заняв второе место после "России 24" в рейтинге Медиалогии.
Одновременно с этим аналитики "Агоры" отметили, что интернет-рынок становится все более заметным сегментом экономики. На 2013 год объем интернет-рынка в России составил 1, 3 % ВВП – 850 млрд рублей. Еще более значима доля интернет-зависимых рынков – 4, 3 трлн рублей, что составляет 6, 9 % ВВП.
Учитывая тенденции, аналитики прогнозируют дальнейшее расширение практики внесудебного блокирования интернет-информации и новые попытки закрепить на международном уровне разделение интернета на замкнутые национальные сегменты, что стало последствием "миграции" российских серверов в иностранные юрисдикции.
Ирина Журавлева
Источник: Lenizdat.ru