Однако процессы, происходящие в Липецкой области, опровергают мрачные предсказания. О том, как выглядит сегодня рынок печатных СМИ, кому отдают предпочтение читатели и какова позиция областной власти – наш разговор с заместителем главы администрации Липецкой области Александром Никоновым.
- Александр Николаевич, повсеместное сокращение тиражей печатных СМИ, перевод многих из них в электронный вид и все более возрастающую роль Интернета принято считать явлением объективным и неизбежным. Как вы думаете, можно ли на него влиять и стоит ли это делать?
- Начнем с того, что в 29 главе Конституции РФ за каждым человеком закреплено право на свободу получения и распространения информации. И утверждать, что большинство наших сограждан сегодня предпочитают узнавать ее из Интернета, преждевременно. При всех своих плюсах – мобильности, интерактивности и так далее – Интернет еще не готов заменить газеты и журналы. Бумажная пресса – зона доверия для читателя. В отличие от Интернета, где немало недостоверных материалов, редакции печатных СМИ относятся к своему контенту более ответственно. Более того, газета – ниша общественной дискуссии, где никто не прячется за псевдонимами, и каждый автор отвечает за свои слова. Поэтому печатные СМИ, особенно региональные и районные, по-прежнему остаются духовной и нравственной основой государственной политики. Поэтому важно найти необходимый обществу баланс между прессой и Интернетом, и, думаю, на данный момент в нашем регионе он найден.
Сегодня взыскательным землякам есть из чего выбирать. В 2013 году на территории области было зарегистрировано 140 средств массовой информации. Среди них 71 местная газета, две телепрограммы и 13 телеканалов, три радиопрограммы и 26 радиоканалов, 20 журналов, одно информагентство, электронные периодические и сетевые издания и так далее….
- Между тем, системе подписки на газеты и журналы предрекают тяжелые времена…
- В развитых странах подписка на газеты и журналы поддерживается государством. Во Франции, Германии и Великобритании печатная пресса призвана общественно значимым товаром и имеет колоссальные налоговые льготы. Все французские подростки могут бесплатно подписаться на любое издание из определенного государством списка.
Не так давно у заместителя председателя правительства России А. Дворковича обсуждался вопрос о включении в госбюджет дотаций на почтовую подписку на газеты и журналы. В Государственной Думе РФ прошёл круглый стол по проблемам подписки на печатные СМИ и законодательным аспектам поддержки института подписки в России. Его участники - руководители Минсвязи России и ФГУП «Почта России», члены «Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы», представители подписных агентств, отраслевых общественных организаций, эксперты медиаотрасли и журналисты в принятой резолюции обратились к депутатам Госдумы с просьбой добиться включения в бюджет статьи по сохранению госдотаций «Почте России».
Альтернативные агентства распространения газет и журналов, которых в Липецкой области три, увы, не в состоянии заменить почтовиков. В этой ситуации возрастает роль киоскового бизнеса. Но большинство российских киосков откровенно смахивают на ларьки по продаже бытовой химии, табачных и канцелярских товаров. А вот ассортимент липецкой «Роспечати» более чем на 80 процентов состоит из прессы и книг. Никаких сигарет и прочей подобной продукции! Каждый из липецких киосков ежемесячно реализует до 600 наименований газет и журналов. Скажем, за минувший декабрь было реализовано печатной продукции на 28 миллионов рублей. У всех объектов - единое оформление, единая выкладка продукции, любой покупатель без труда найдет нужное издание.
- Недавно побывавший в Липецке Марк Фишер, генеральный директор немецкого медиахолдинга «Bauer Media Group», в состав которого входят телеканалы, радиостанции и 308 изданий в 15 странах мира, назвал липецкую «Роспечать» уникальной для России.
- Я думаю, он прав. Судите сами: во все 177 киосков самая свежая пресса доставляется два раза в день! Даже в Волово за 180 километров возят!
И тот факт, что именно липчан попросили поделиться опытом сохранения киосковой сети и проведения PR-кампаний по привлечению внимания к печатным СМИ на конференции «Тенденции и новации в бизнесе печатных СМИ» на форуме «Издательский бизнес/Publishing Expo» в Москве – прекрасное тому доказательство. Со своей стороны, и власти позаботились о том, чтобы в нашей области для населения была обеспечена шаговая доступность киосков «Роспечати». Плата за землю для них установлена самая низкая в России - 12 рублей за квадратный метр. Глава региона Олег Петрович Королев первым из губернаторов предложил сделать газетные киоски социально значимыми объектами. Руководство области планирует выступить с законодательной инициативой о присвоении прессе статуса социально значимого товара, что обязательно повлечет за собой комплекс новых мер по поддержке печати.
- И все-таки многое зависит от культуры населения. Как ни старайся организовывать продажу товара, вряд ли дело сладится, если товар этот не пользуется спросом.
- Безусловно. Вот уже несколько лет Управление по делам печати, телерадиовещания и связи области проводит акции и социальные компании, направленные на популяризацию чтения. Цели очевидны – в сознании наших земляков должна укорениться мысль о том, что читать престижно! Такие качества, как начитанность и вытекающая отсюда широта кругозора должны стать столь же непременными атрибутами успешности, как здоровье, привлекательный внешний вид, продвижение по социальной лестнице…С большим успехом в Липецке проходит социальная компания «Люди Ч», главный слоган которой - «Липецк-самый читающий город России среди молодежи», организуются флешмобы в поддержку чтения и создания книгофонда. Радует то, что молодежь откликается!
Источник: LipetskMedia.ru