Количество палаток и ларьков в Москве может еще уменьшиться после принятия властями новой концепции мелкорозничной торговли. Как рассказал "РГ" глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, большинство договоров на размещение нестационарных объектов, заканчивающиеся в этом году, продлеваться не будут.
Напомню, в 2010 году в Москве работало более 10 тысяч ларьков, причем располагались они в хаотичном порядке, часто дублировали друг друга, загораживали проход к остановкам, метро. После принятия в 2011 году новой схемы размещения мелкой розницы в городе осталось 8,5 тысячи киосков и ларьков. Разыгрывались они на аукционах в префектурах. За трехлетнюю аренду земельного участка предприниматели тогда платили от 500 тысяч до 3 миллионов рублей (в зависимости от места расположения: более "проходное" стоило дороже, менее проходное - дешевле). "В чем возникла проблема? - рассказывает "РГ" Алексей Немерюк. - В том, что часть предпринимателей выиграли аукционы на право торговать определенными товарами, а продавали совершенно другие! Посмотрите, сколько у нас мест по продаже тех же сотовых телефонов! Как будто люди каждый день их меняют! А вот свежий хлеб купить негде".
Пока Алексей Немерюк не называет масштабов предстоящих перемен, ссылаясь на то, что сначала их должно утвердить правительство города. Но не скрывает, что планируется сократить палатки, в которых представлена та же самая продукция, что и на прилавках соседних стационарных магазинов. Естественно, не будут пролонгированы и договоры, условия которых предприниматели не соблюдали, то есть не торговали записанными в них товарами. Вместо этого город намерен развивать новые форматы нестационарной торговли и те форматы, которые сейчас существуют, но встречаются на улицах редко. "Сейчас вдоль метро или железнодорожных платформ может стоять линейка из 20 палаток, - говорит Алексей Немерюк. - Вместо этого мы предлагаем поставить одну палатку площадью 200 кв. м. Считаем, что так людям будет удобнее".
Президент коалиции киоскеров Владлен Максимов рассказал "РГ", что малый бизнес не на шутку взволнован обещанной оптимизацией мелкой розницы. "По моим данным, Москва в этом году может не досчитаться половины киосков, торгующих круглый год, - говорит Максимов. - В новой схеме, которую готовит департамент, по моим сведениям, не будет таких специализаций, как табачная продукция и рыба. Что касается рыбных киосков, то здесь ситуация предсказуемая: действительно, очень много было выиграно аукционов на продажу рыбы, но никто в реальности ею не торговал, так как дело это затратное: надо устанавливать специальное холодильное оборудование. Да и закупочная цена свежей рыбы не маленькая. И непонятно: продашь - не продашь за день". Зачем же торговались на аукционах именно за эту специализацию? Цена этих киосков была привлекательная, поясняет Максимов. Ну а потом, по извечной русской традиции, думали, что как-нибудь разберемся. Но сейчас город вообще хочет исключить подобный соблазн. Что же касается табачных киосков, то им в новой схеме скорее всего не найдется места из-за общих тенденций по ограничению табакокурения. Хочешь покурить - ищи супермаркет. Нет его на пути? Как говорится, здоровее будешь.
А вот председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Игорь Протопопов отметил, что оптимизировать систему мелкорозничной торговли необходимо. Речь идет о более эффективном использовании торговых мест, считает депутат. Например, если три палатки стоят рядом и продают одно и то же, две из них логично перепрофилировать. "Это и москвичам удобно, и самим бизнесменам пойдет на пользу, меньше конкурентов - выше доход", - замечает Протопопов.
Ольга Игнатова
Источник: Российская газета