В исследовании Гэллапа на вопрос о наличии свободы прессы в стране 48% респондентов ответили утвердительно (в 2010-м на тот же вопрос утвердительно ответили 42%).
86% опрошенных назвали своим источником новостей телевидение, 47% – друзей и родственников, 44% – Интернет, 27% – радио, 19% – социальные сети, 18% – текстовые сообщения, 16% – печатные издания, 9% – мобильные приложения.
Тем не менее, 30% респондентов отметили, что российские СМИ не предлагают достаточного разнообразия мнений в освещении событий.
89% россиян заинтересованы в российских новостях – однако при этом 67% интересует международный взгляд на российские новости. 63% интересуются событиями в странах постсоветского пространства, 60% – новостями европейских соседей, 51% – новостями из США, 50% – новостями с Ближнего Востока.
Авторы исследования связывают увеличение числа россиян, имеющих доступ к Интернету, с ростом числа пользователей СМИ, которые предпочитают получать новостную информацию в основном онлайн. 56,4% россиян сказали, что они получают новости из Интернета как минимум раз в неделю.
Как отметил в беседе с Русской службой «Голоса Америки» Скотт Майкл, аналитик Совета международного вещания, несмотря на то, что доминирующим источником новостей для россиян остается телевидение, молодежь все больше использует интернет-источники – сайты, социальные сети, подкасты, видео, которыми можно поделиться с другими.
«Молодое поколение меньше заинтересовано в традиционных новостях – они ищут новости, которые имеют к ним какое-то отношение, предпочитая выбирать самостоятельно и оценивать, насколько они правдивы,– говорит Майкл. – Обычно люди склонны доверять конкретным медиа, которыми они пользуются, и когда речь заходит о крупных телеканалах в России, они не склонны жаловаться. Но, если они смотрят телевидение меньше и больше обращаются к интернет-ресурсам, это позволяет предполагать, что им чего-то не хватает. Либо достоверной информации, либо возможности решать самим выбирать, что они хотят – в отличие от каналов с определенной сеткой – даже если их сотня в кабельной сети, там все равно как бы “кормят” тебя. Онлайн-медиа же предлагают людям различные источники информации. Разумеется, в России есть некоторые ресурсы, которые предлагают альтернативную информацию – они редко попадают в мейнстрим-ресурсы, однако делают очень важную работу по строительству гражданского общества, информационной инфраструктуры, свободной от экономического и политического контроля властей».
Скотт Майкл полагает, что, несмотря на насыщенность медийного пространства России, зарубежные ресурсы – такие, как Би-Би-Си, радио «Свобода», «Голос Америки» – могут дать россиянам дополнительную перспективу.
«В рамках опроса мы дали респондентам список тем, которые вызывают у них интерес, и на втором месте после местных, российских новостей оказался “зарубежный взгляд на происходящее в России”, – говорит Скотт Майкл. – То есть россиян интересует, что эксперты, правительства извне говорят о том, что происходит в России. Они представляют дополнительный взгляд на информацию, которую россияне считают значимой для них, и они в принципе свободны от тех ограничений, которые практикуются в России».
В рамках того же опроса, в котором приняли участие 5012 россиян, был задан вопрос о том, насколько важно существование в России активной оппозиции. 43% ответили «очень важно» (в 2008 году тот же ответ дали 35% респондентов), 35% – «в какой-то степени важно» (в 2008-м – 38%), «не очень важно» – 6%, «совсем не важно» – 2%. 14% отказались отвечать на этот вопрос.
При этом 11% «очень недовольны» тем, как действует демократия в России, 23% – «относительно недовольны», 43% высказали нейтральную позицию на эту тему, 16% заявили, что они «относительно довольны», и 3% – очень довольны.
Отвечая на вопрос о том, какая политическая система больше всего подходит России, лишь 18% назвали «демократию западного толка», 17% отдали предпочтение «советской системе», 37% – «модифицированной советской системе» («более демократичной и основанной на рыночной экономике»), 8% заявили, что нужна «сильная авторитарная система», 3% – монархия или единовластие, 17% предложили другие идеи либо отказались отвечать.
Наташа Мозговая
Источник: Голос Америки