Липецк и Самара подают положительный пример Москве и Санкт-Петербургу

Усилия по привлечению внимания к ситуации на рынке распространения прессы, предпринимаемые медиасообществом в течение 2013 г., дали свои результаты. Органы государственной власти откликнулись на просьбы поддержать отрасль сразу несколькими постановлениями.

Минкомсвязи России выпустило Приказ №197 от 31 июля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

Также в конце января 2014 г. Минпромторг России направил письмо в органы исполнительной власти субъектов РФ. В документе чётко прописана недопустимость сокращения количества НТО, как играющих важную роль в экономике нашей страны, в то время как число объектов продаж социально значимых товаров (в том числе печатной продукции) необходимо увеличить.

В связи с выходом в свет данных документов и по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации АРПП приступила к изучению положения дел на рынке распространения печатных СМИ в регионах РФ. Нами были направлены запросы руководителям всех субъектов РФ о состоянии рынка печати в регионе.

По поступающей информации осенью прошлого года администрация г. Самары начала активную работу по упорядочению уличной торговли на научной основе и совместно с сотрудниками Самарского государственного архитектурно-строительного университета разработала новую схему размещения НТО в городе. При её разработке были учтены предпочтения покупателей с учётом пешеходных маршрутов. Кроме того, во внимания приняли и те районы города, где объектов прессы недостаточно. В так называемых «пустотах» планируется разместить торговые точки, которые в последствие станут центрами социальной активности.

В опыте Самары необходимо выделить главный приоритет в установке объектов мелкой розницы, в частности киосков прессы. НТО будут размещены, прежде всего, на пешеходных маршрутах и в интересах граждан, не из абстрактных соображений недопустимой близости к транспортным потокам, перекрёсткам, особым объектам и т.д.

Так же прогрессивно подходят к вопросу развития киосковой сети в городе и власти Липецка и Липецкой области. Предприятиям-распространителям печатной продукции созданы комфортные экономические условия для торговой деятельности. Стоимость аренды земли в Липецке составляет 12 рублей за 1 кв. м в месяц, а в Липецкой области – 4 рубля за 1 кв. м в месяц. Договора аренды с распространителями заключаются сроком на 10 лет.

Льготные условия для функционирования киосков прессы и поддержка со стороны администрации региона позволяет предпринимателям получать хорошие доходы, иметь высокую рентабельность и, как следствие, выплачивать киоскёрам достойную заработную плату и направлять в бюджет значительные налоговые отчисления. При этом одна только липецкая «Роспечать» перечисляет в казну государства в виде налогов порядка 100 млн рублей в год. Александр Никонов, заместитель главы администрации Липецкой области в своём интервью для интернет-портала LipetskMedia.ruотметил: «…печатные СМИ, особенно региональные и районные, по-прежнему остаются духовной и нравственной основой государственной политики».

В двух российских столицах положениена рынке распространения печатной продукции выглядит иначе. Так, в Санкт-Петербурге в схему размещения НТО не были включены торговые объекты, прописанные  в городской адресной программе и имеющие действующие договора аренды, то есть нависла угроза ликвидации большого количества киосков прессы.

В связи с этим в ситуацию пришлось вмешаться Следственному комитету РФ, который направил заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку правомочности новой схемы размещения торговых точек в городе. Стоит отметить, что арендная ставкадля объектов прессы в Санкт-Петербурге почти в 100 раз выше, чем в Липецке, и составляет около 1000 руб. за 1 кв. м земли в месяц.

Московский рынок прессы также находится в сложной ситуации. Наряду с политической волей руководства города поддержать систему распространения печатных СМИ и стремлением Департамента СМИ и рекламы г. Москвы реализовать этот курс, имеются проблемы, которые негативно сказываются на распространении газет и журналов в столице. К примеру, стоимость аренды 1 кв. м площади в подуличном переходе на станции «Улица Академика Янгеля» Московского метрополитена составляет 11000 рублей в месяц, что почти в 10000 раз больше чем в Липецке. Особенно тяжело обстоит дело в Москве с подключением электроэнергии к киоскам прессы. Стоимость подключения электроэнергии одного НТО равна 100 000 – 150 000 рублей. По экономическим причинам в столице не работают около трети киосков прессы, что доставляет значительное неудобство жителям и гостям столицы.

Справедливости ради надо заметить, что ситуация на рынке распространения прессы во многих регионах РФ является ещё более тяжёлой, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

В АРПП выражают надежду, что субъекты РФ, опираясь на рекомендации Минкомсвязи и  Минпромторга России, будут ровняться на передовиков и улучшат систему розничного распространения газет, журналов и книг. По поручению Минкомсвязи России Ассоциация распространителей печатной продукции продолжает вести мониторинг состояния  рынка печати в регионах РФ и информировать профильные ведомства о положении дел в этой сфере.

Пресс-служба АРПП