В октябре прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что в декабре будет принят кодекс журналистской этики, учитывающий освещение межнациональных конфликтов. При этом Кодекс профессиональной этики российского журналиста существует уже давно — он был одобрен Конгрессом журналистов России в 1994 году. Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов рассказал тогда РИА Новости, что на заседании федеративного совета СЖР в декабре, возможно с участием Козака, планируется обсудить и принять усовершенствованный вариант этого кодекса. Позже обсуждение этого вопроса было перенесено на февраль.
В четверг Богданов рассказал РИА Новости, что детальное обсуждение Кодекса будет происходить на разных совещаниях, в том числе на Федеративном совете Союза журналистов России, с 24 по 27 февраля.
Устаревший кодекс
Секретарь СЖР отметил, что к Кодексу профессиональной этики журналиста, принятому 23 июня 1994 года Конгрессом журналистов России, на сегодняшний день есть несколько замечаний.
"Первое: то, что называется кодексом — это не есть кодекс, потому что у кодекса должен быть понятийный аппарат, возможность разрешения споров и так далее. Здесь же просто некий набор принципов. Второе — он, безусловно, в значительной степени устарел. Или даже не устарел, а носит на себе отпечаток того романтизма, который был в начале 90-х годов", — пояснил Балдицын.
Так, по его словам, в существующем кодексе есть такие термины, как "юрисдикция только своих коллег, не совсем понятная", или требования к журналисту " все силы приложить, чтобы избежать нанесения ущерба от распространения заведомо ложных сведений". "Но распространение заведомо ложных сведений вообще должно быть под категорическим запретом", — добавил Балдицын.
Существует и ряд других позиций, которые, по его мнению, необходимо пересмотреть. Например, "требование, что журналист не должен принимать вознаграждение или гонорары от третьих лиц". "И тут сразу встает вопрос — например, премии на профессиональных конкурсах — это вознаграждение или нет?" — отметил эксперт.
Также обсуждаемым становится вопрос о том, может ли журналист занимать посты во власти. "Например, в немецком кодексе, который достаточно строг, есть другое требование, которое более употребимо на сегодняшний день — о добросовестном отделении функционала государственного, общественного деятеля от журналистики", — рассказал Балдицын.
"То есть этот кодекс немножечко, скажем так, не соответствует сложившимся реалиям. А если есть несоответствие, то есть повод не выполнять его весь", — объяснил он необходимость обновления Кодекса.
Иная схема
После серьезных консультаций с коллегами из разных журналистских организаций, рассказал Балдицын, было принято решение "перейти к несколько иной схеме". Сначала всем профессиональным сообществом утверждается Декларация основных принципов поведения, а уже на ее базе каждая журналистская организация формирует свой этический кодекс.
"Сейчас разработана Декларация этических принципов. Как раз есть определенная преамбула, которая ставит барьер, в том числе, и с так называемой гражданской журналистикой, то есть той, которая не связана с журналистикой профессиональной", — отметил один из авторов этой декларации.
Секретарь СЖР напомнил, что "профессиональный журналист должен обладать некими профессиональными качествами — в частности, проверять достоверность сообщаемой информации, нести ответственность за свое слово".
"К блогеру эти принципы не применимы. В декларации, прежде всего, отделяется журналистика профессиональная от так называемой гражданской журналистики, и идет речь именно о принципах профессиональных", — пояснил собеседник агентства.
К тому же эта декларация утверждает, добавляет он, "что все-таки профессия журналиста — это не только и далеко не только бизнес, а это, в том числе, миссия". "Потому что журналист — это, в какой-то степени, общественное служение, безусловно. И это, кстати, существует во всем мире, это не наше изобретение", — подчеркнул Балдицын.
"Наша декларация полностью коррелируется с международными декларациями, такими как декларация принципов журналистской этики Международной федерации журналистов. Но, конечно, со своей российской спецификой", — добавил он.
Декларацию, которая может быть принята на Федеративном совете Союза журналистов России, предложат подписать или одобрить всем журналистским объединениям.
"После принятия этой декларации, после того, как она пройдет процедуру, скажем так, подписания или "ратификации" другими журналистскими сообществами, это может быть базой для разработки, соответственно, как одного, скажем, базового кодекса, который у нас (в СЖР) уже тоже, в принципе, разработан… Либо на базе декларации могут быть созданы собственные кодексы любого объединения, или даже корпорации. Как это тоже существует на Западе, например, когда создаются не только профессиональные кодексы, но и корпоративно-профессиональные, как у BBC, CNN и прочих", — сказал Балдицын.
Подобный подход, подчеркивает секретарь СЖР, "подразумевает возможность мультивариантности". "Можно усилить, например, требования кодекса, если некая корпорация считает, что она должна быть более пуританской, то есть предъявить дополнительные требования к своим сотрудникам", — пояснил он.
"Но самое главное, мы призываем к тому, чтобы основные принципы профессии для профессионального журналиста соблюдались и вошли во все возможные кодексы, которые кто-то попытается создать", — добавил секретарь СЖР.
Новый кодекс СЖР
В Союзе журналистов России проект обновленного кодекса профессиональной этики российского журналиста уже находится в разработке. "Это уже действительно кодекс, то есть с понятийным аппаратом, с изложением принципов и с обращением к возможности разрешения споров, используя, в частности, существующие структуры — например, такие как Общественная коллегия по жалобам на прессу", — рассказал Балдицын.
В СЖР полагают, что придавать статус журналиста и выдавать ему "журналистскую карточку, действующую во всем мире", нужно только в том случае, "если он, безусловно, согласится с требованиями Декларации и подпишется, что он признает юрисдикцию такой структуры, например, как Общественная коллегия по жалобам на прессу". "Может быть, это будет чуть другая структура, чуть в ином составе, но это уже как решит само сообщество", — добавил собеседник агентства.
Говоря о включении в кодекс СЖР положений, касающихся освещения межнациональной тематики, Балдицын ответил утвердительно.
"У нас (в кодексе СЖР) есть определенные предложения, в том числе и по этническим вопросам. Мы исходим из того соображения, что если говорить о конкретном факте — указывать ли национальность преступника — то мы говорим, что это относится к вопросам этики, которые нельзя воткнуть в нормативную базу. То есть в каждом конкретном случае исходя из именно этических воззрений необходимо принимать решение. Когда прикрываясь, может, каким-то формальным моментом, кому-то захочется злоупотребить подобного рода фактами, то в этом случае, как раз, и предусмотрена возможность органу какого-то профессионального сообщества, профессионалам разораться в ситуации и сказать, оправданно это было или нет. Такую вещь в рамки закона воткнуть невозможно", — отметил он.
Назрело
Обсуждение Декларации профессионального сообщества журналистов России и проект этического кодекса СЖР пройдет при участии президентского Совета по правам человека, возглавляет который председатель СЖР Федотов.
"Эта структура нейтральная, которая имеет свои задачи развития институтов гражданского общества, а этические вещи и есть элемент гражданского общества. Соответственно, мы вместе обсудим текст (Декларации), который подготовлен. Он открыт для любых замечаний, претензий, добавлений", — сказал Балдицын.
"На сегодняшний день принятие этих документов крайне назрело хотя бы потому, что проблемы у нас есть внутри корпорации, этические в том числе, и предпринимаются попытки урегулировать этические проблемы нормативным путем, что по общим правилам взаимоотношений права и этики, права и морали неприемлемо. Хотя бы потому, что правовой механизм более инерционен и более формализован, а этические вопросы зачастую весьма сложно формализовать", — подчеркнул секретарь Союза журналистов.
Источник: РИА Новости