Вариант 1. Павильон на "Третьяковской". Фото: ООО "Московский архитектурный центр"
В концепции (имеется в распоряжении M24.ru) представлено несколько новых типов торгового павильона для размещения на различных станциях на примере "Третьяковской", "Проспекта Мира", "Краснопресненской", "Пражской" и "Новокосино". Так, для "Третьяковской" разработан дугообразный павильон со стеклянными витринами. Над витринами - подвесные потолки со встроенными светильниками. Специальный тип павильона предлагается для мелкоштучной продукции: бижутерии, сувениров, очков. В нем стеклянные витрины разделены на мелкие "окошки", в которых выставляется товар. Рядом расположены рекламные витрины из специального стекла, которое при подсветке становится прозрачным. За стеклом могут, к примеру, выставляться работы с выставок в Третьяковской галерее, фотографии и пейзажи Замоскворечья.
Переходы на ст. "Третьяковская". Фото: ООО "Московский Архитектурный Центр"
Для подуличного перехода открывшейся в 2012 году станции "Новокосино" разработан свой вариант павильона: две стеклянные витрины, между ними подсвеченная рекламная конструкция (лайтбокс), а все вместе "огибается" П-образной рамкой, облицованной теми же материалами, что и переход станции.
П-образные павильоны на станции "Новокосино". Фото: ООО "Московский архитектурный центр"
Еще один вариант павильона: витрина застеклена не сплошным стеклом, а несколькими узкими стеклянными "полосками", рядом находится дверной проем. Такой тип торговой точки авторы концепции предлагают для станции "Пражская".
Павильоны на "Пражской". Фото: ООО "Московский архитектурный центр"
Наконец, для "сталинских" станций, таких, как "Проспект мира" (кольцевая) и "Краснопресненская", разработаны стеклянные киоски округлой формы. Цоколь может быть облицован материалами, которые используются в отделке вестибюля. Округлая форма позволит пассажирам не натыкаться на острые углы по пути к эскалаторам. Расположенные у стены павильоны не будут разрушать историческую архитектуру станций, полагают авторы проекта.
Сейчас торговые павильоны в переходах подземки выстроены хаотично и не гармонируют с окружающим пространством, говорится в концепции. "Усложненные рисунки переплетов создают хаотический характер протяженных линий торговых рядов. Освещение витрин в большинстве случаев направлено в глаза покупателей и других пешеходов ", - отмечают авторы документа из "Московского архитектурного центра".
Необходимо организовать торговлю так, чтобы пешеходы передвигались с большим комфортом, но при этом был сохранен архитектурный облик станций. Для этого нужно демонтировать существующие торговые павильоны и возвести новые, утверждают авторы проекта. "При разработке концепции организации подуличного пространства и вестибюлей станций метро учитывался европейский опыт строительства объектов торговли и сервиса", - говорится в документе.
Руководитель авторского коллектива, разработавшего концепцию, Борис Кожушаный пояснил M24.ru, что при создании проекта учитывалась архитектура конкретных станций, где должны будут размещаться павильоны. "В исторических вестибюлях – полукруглые киоски совершенно нейтральной архитектуры, которые не должны разрушать пространство. Для новых станций разработано сразу несколько типовых объектов", - отметил Кожушаный.
По словам архитектора, конструкции павильонов должны быть выполнены из алюминия, витрины – из сверхпрочного стекла. "Одна из основных идей концепции – аквариумное освещение, то есть освещаться будет только витрина, чтобы свет не бил в глаза покупателям и пешеходам", - заключил Кожушаный.
Круглые павильоны на станции "Проспект мира". Фото: ООО "Московский архитектурный центр"
Реализация концепции начнется уже в 2014 году, в ближайшее время будут разработаны проекты по благоустройству более 100 переходов и вестибюлей. На проектирование будет потрачено около 250 млн рублей. Новые павильоны должны появиться в переходах в течение года, сообщил M24.ru источник в подземке.
Заместитель начальника пресс-службы ГУП "Московский метрополитен" Павел Сухарников заявил M24.ru, что подземка в течение полутора лет работает над развитием пространства подуличных переходов и вестибюлей. "У концепции три главные задачи. Торговые объекты не должны мешать проходу пассажиров. Небилетные доходы метрополитена должны повышаться, а арендаторы наших площадей - получать доход от своей деятельности", - сказал Сухарников.
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию оптовой и розничной торговли Михаил Мандалян сказал M24.ru, что предприниматели, арендующие площади в переходах метро, за свой счет ставят торговые павильоны, проводят свет и электричество, обеспечивают противопожарную безопасность, охрану и видеонаблюдение. По данным члена МТПП, в метрополитене расположено порядка 4 тысяч торговых объектов. По 14% из них заключены краткосрочные договоры, которые истекают 31 марта 2014 года. Эти объекты расположены примерно на 100 станциях.
По словам Мандаляна, скорее всего, договоры не будут перезаключены. Торговые места снова разыграют на аукционах, и предприниматели начнут ставить уже киоски нового типа.
Председатель комиссии "Опоры России" по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов согласен с тем, что внешний вид торговых точек в метро надо приводить в цивилизованный вид. Однако, по его мнению, концепция размещения павильонов должна учитывать экономическую составляющую. "Площадь торгового павильона должна быть не менее 12 метров, чтобы там можно было разместить все необходимое оборудование, товар", - отметил Максимов. По его словам, сегодня больше всего за аренду платят торговцы бижутерией - до 250 тысяч в месяц.
Эксперт заметил, что одно время некоторые торговые площади в метро сдавались через посредников. Несколько крупных фирм получили большие участки переходов, поставили свои палатки и сдавали их предпринимателям с большой наценкой. При заключении будущих договоров на аренду такого необходимо избежать.
Основатель архитектурного бюро "Мегабудка" Артем Укропов полагает, что облик торговых рядов в метро надо приводить в порядок. Однако, с точки зрения развития переходов как городского пространства, изменения должны касаться не только внешнего вида, но и ассортимента.
"Если в хлебной палатке будет продаваться не просто хлеб, а какая-нибудь оригинальная выпечка, то покупатели начнут специально спускаться в переход за ней", - рассуждает Укропов.
Эксперт добавил, что внешний вид павильонов должен гармонировать с плиткой, полом и несущими стенами самих переходов и вестибюлей.
Напомним, помимо капитального ремонта и внедрения новой схемы размещения торговых палаток, 101 переход и вестибюль метро планируется приспособить для маломобильных граждан, а на входах обустроить навесы.
София Сарджвеладзе, Марина Курганская, Маргарита Верховская
Источник: m24.ru