Интернет проникает, проникает, да всё никак не проникнет

Миф о всеобщем охвате интернетом населения России оказался сильно преувеличенным. Полагаю, что он сослужил плохую службу печатным СМИ, потому что вся «похоронная команда», ополчившись на прессу, прогнозировала скорую гибель печатного слова на фоне тотального торжества Сети. Реальность оказалась несколько другой.

Выступая 15 января на правительственном часе в Госдуме, министр связи Николай Никифоров сообщил, что «проникновение широкополосного доступа в интернет (ШПД) в РФ по итогам 2013 года составило 55%». А незадолго до этого Минсвязи направило в правительство доклад о результатах обследования населенных пунктов численностью 500-10 000 жителей, из которого следует, что  в 38% из них отсутствует как проводной, так и беспроводной доступ к интернету. 

Таким образом, на деле оказалось, что печатная продукция продолжает оставаться востребованной широкими потребительскими массами. Кстати, не только в России, имеющей слабую сеть качественного интернета. Даже в высокоиндустриальной и компьютеризированной Японии ежедневные газеты продолжают выходить многомиллионными тиражами.  Бумажные издания продолжают оставаться для человека более комфортными, но самое главное – обладают большим доверием у потребителей, чем электронные СМИ.

На днях Ассоциация распространителей печатной продукции подвела итоги ежегодных конкурсов «Лидер продаж» и «Лидер подписки» на рынке печатных СМИ за 2013 год. Результаты оказались впечатляющими. Лидеры продаж в дешевом, среднем и дорогом сегментах доказали свою высокую востребованность благодаря качественному контенту. В числе лидеров – газеты «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда», «1000 советов» и «Крот, «Антенна-Телесемь» и «Телек», «Советский Спорт» и «Скандинавские кроссворды», журналы «За рулем», «Все для женщины», «Forbes», «Добрые советы. Люблю готовить!», «Тайны звезд», «Футбол» «Смешарики» и многие другие.

Что касается подписки, то здесь самым поразительным является рост подписных тиражей изданий в разы и более. Примеры из  центральных изданий: журнал «Бренд-менеджмент» увеличил подписку в 2,7 раза, журналы «Дачный совет» и  «Гороскопы и предсказания». Спецвыпуск газеты «Золотая рыбка» - соответственно в 10 и в 30 раз. Из региональных изданий: подписной тираж газеты «Город (Саратов)» вырос в 9 раз, журнала «Кузбасс спортивный» - в 42 раза, газет «Справедливая Россия» (Волгодонск) и «Притамбовье-спецвыпуск» - в 68 и73 раза!

Из всего этого следует сделать вывод, что на рынке печатных СМИ «умирают» только те издания, которые перестали быть востребованными читателями и чей жизненный цикл завершился. Любой товар, как известно, с точки зрения маркетинга имеет нормальный жизненный цикл – рождение, апогей и затухание. Но меня могут спросить, а как же в этой связи судьба вечно неувядающих брендов? Ответ прост. Если издание реформируется и адаптируется к меняющемуся спросу, оно обречено на вечную жизнь. Согласно теории маркетинга, в этом случае жизненный цикл товара приобретает вид гребешковой кривой. Каждый новый импульс – т.е. изменение качества контента, формы издания, системы распространения и др. – дает новый всплеск.

Возвращаясь к распространению интернета в стране, добавлю, что, по моему глубокому убеждению, официальные цифры о проникновении широкополосного интернета не отражают реальности. Думаю, что на самом деле к качественному интернету доступ имеет не более трети всех россиян. Даже в Подмосковье имеется большое число населенных пунктов, и не помышляющих об интернете. Моя дача, к примеру, находящаяся в Щелковском районе в 60 км от МКАД, лишена доступа к интернету, как и все соседские дома. Хуже того, мобильная связь работает здесь неудовлетворительно, со сбоями.

Не могу не вспомнить в этой связи анекдот о том, как встретились трое: Радио, Телевидение, Интернет и стали спорить, кто из них «круче». Шумят, каждый приводит аргументы в свою пользу. Но тут к ним подошел Рубильник, и все трое смолкли. 

О роли Рубильника, особенно в связи с поэтапной ликвидацией телеканала «Дождь» в кабельных сетях, думаю, всем понятно. И боюсь, это только начало.

Источник: alexander-oskin.livejournal.com