Подписку на печатные СМИ в России ждет катастрофа. А что такое подписка сегодня? Это 38% от всех тиражей печатной прессы, распространяемых по стране. Это более 1,5 млрд экземпляров газет и журналов, ежегодно доставляемых подписчикам. Это 11 тыс. изданий, которые сотрудничают с тремя подписными каталогами (и это не считая районных, городских и муниципальных СМИ, которые не входят в каталоги, но при этом активно включаются в подписные компании).
Подписка всегда являлась одним из актуальных вопросов для большинства российских издателей. Были нарекания и к срокам доставки, и к качеству обслуживания… Однако сегодня все они ушли на задний план. На повестке дня — реальная угроза всему подписному рынку.
Если тарифы на доставку подписных изданий действительно будут увеличены, то подписка в России, даже если и сохраниться, то станет совершенно иной. Сколько издателей и изданий выживут после этого предсказать сейчас. Однако уже сейчас очевидно, что огромная часть рынка просто погибнет. Причем не только рынка подписки, но и издательского рынка в целом.
По различным оценкам, почтовые тарифы на доставку планируется увеличить в два-три раза. Значит, примерно на столько же вырастет и конечная подписная цена для граждан. Если для московского региона вопрос увеличения стоимости подписки не так актуален, но для России в целом он крайне важен. Особенно для подписчиков, проживающих в удаленных районах, малых селах и деревнях. Повышение подписной цены для них автоматически означает отказ от подписки.
За последнее время наше медиасообщество предприняло немало шагов с целью предотвратить разрушение института подписки в стране. Отраслевые общественные организации не раз обращались к Правительству РФ по данному вопросу. Однако ответов на свои запросы так и не получили. Вернее ответы были, но формальные — простые отписки чиновников среднего звена. Вопрос так и остался открытым…
А ведь еще недавно мы совместными усилиями делали все, чтобы возродить в России интерес к подписке и чтению. И что важно — находили понимание у чиновников. В конце прошлого года наш альянс обратился с письмом с просьбой о поддержке института подписки бесплатной социальной рекламой к руководителям крупнейших городов страны. Из 26 полученных на сегодня ответов, 11 — положительные! Это Владикавказ, Владимир, Казань, Краснодар, Москва, Оренбург, Пермь, Омск, Челябинск… Ответственные за наружную рекламу в этих городах руководители департаментов готовы обеспечить для печатной отрасли бесплатно наружную рекламу в поддержку массовой подписки среди населения. Мы были рады пониманию проблемы чтения в регионах, планировали запускать акцию… Однако теперь все эти планы теряют свою актуальность: если произойдет рост почтовых тарифов рынок подписки обрушится. При этом надо понимать, что разоряться и закроются не только отдельные издания, но и целые издательские дома, а также компании смежных отраслей: логистической, полиграфической, распространительской… А это порядка 1 млн. сотрудников! Надо понимать, что рынок подписки — тонко настроенный механизм. На нем «завязано» множество контрагентов.
Руководство страны лишает подписной рынок поддержки, «Почта России» логично планирует повысить доставочные тарифы… Однако окончательные данные по новым тарифам должны были быть представлены рынку еще 20 января. На дворе конец февраля, а тарифов по-прежнему нет. И чтобы дальше уже не происходило, рынок в любом случае сильно пострадает: подписные каталоги из-за отсутствия доставочных цен либо откладывают печать, срывая сроки выхода, либо печатаются как в перестроечные времена — с «пустографками».
Нечто подобное происходило на российском рынке в 2008 году. Но тогда, в преддверии угрозы подписному рынку, издательское общество выступило единым фронтом, обратив на проблемы отрасли внимание государства. После этого на государственном уровне и было принято решение о субсидировании почтовой доставки подписных экземпляров до двери подписчика.
Сейчас ситуация не менее острая. Отрасли необходимо объединиться для проведения согласованных действий в защиту интересов подписчиков и российской подписки.
Выступление было озвучено 26 февраля 2014 г.
на экстренном совещании Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы
Источник: PlanetaSMI.RU