Д.Мартынов, президент АРПП, и А.Оськин, председатель правления АРПП, на экстренном совещании Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы. Фото: Константин Акопян
***
Дмитрий Мартынов,президент Ассоциации распространителей печатной продукции:
— Ассоциация распространителей печатной продукции провела экспертную оценку возможного увеличения конечных подписных цен на печатные СМИ в московском регионе в случае увеличения почтовых тарифов на доставку. (См. таблицу в конце текста — прим. PlanetaSMI.RU). В случае двукратного увеличения тарифа рост конечной подписной цены будет составлять 35-85%; трехкратного — 70-170%. При этом надо понимать, что чем дальше от Москвы регион, тем выше будет в нем стоимость доставки подписного экземпляра.
В отличие от России, в зарубежных странах наоборот предпринимается масса усилий для сохранения института подписки. С этой целью используются самые различные инструменты: льготный НДС, компенсация почтовых тарифов на доставку тиражей, компенсация железнодорожных тарифов, субсидии курьерской доставке, различные программы по поддержке чтения и прессы… Да, Россия также пока находится в списке стран, поддерживающих культуру чтения, однако по размерам выделяемых на эти цели средств мы на последних местах. Дотации, выделяемые «Почте России» в два раза меньше чем в Италии, и в 2,5 раза меньше чем в Великобритании. Например, в Италии дотации на один подписной экземпляр составляют более $1,5. Для сравнения, в России, в пересчете на доллары, дотации на один подписной экземпляр составляют всего $0,07.
Рассуждая о судьбе субсидий, нужно понимать, что предназначаются они не «Почте России», а подписчикам — жителям крупных и малых городов, сел и деревень, многие из которых находятся в малонаселенных, труднодоступных районах нашей большой страны. Субсидии позволяют сдерживать тарифы, делая подписку доступной для большей части граждан России. Что особенно важно именно для дальних регионов, где стоимость доставки подписной корреспонденции выше.
В последние годы стало распространено мнение, что вся информация, якобы, уходит в Интернет, а потому прессе помогать не стоит. Однако при этом мы наблюдаем стремление государства поддерживать книжную отрасль. Почему же отношение к этим двум печатным носителям такое разное? На наш взгляд, пресса в массе своей является информационным носителем не более чем на 20%, и на 80% — явлением культуры, аналогичным книге. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить тематическое деление книг и периодики — совпадения очевидны. Отличие лишь в том, что книга данной тематики имеет один выпуск, а периодика — регулярный. Странно, что, рассуждая о культуре чтения, об этом почему-то забывают.
Обсуждая сегодня будущее подписки на печатную прессу, противники ее субсидирования уповают на розницу: мол, человек, если уж действительно хочет, журнал может купить и в киоске. Однако судьба системы розничных продаж печати в стране тоже висит на волоске. Политическое поле в стране сегодня таково, что если завтра его применить, как минимум половина газетных киосков просто исчезнет в мгновение ока.
Если мы по-прежнему хотим поддерживать и развивать культуру чтения в стране, нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы переломить негативную ситуацию в области распространения печатной продукции — как в подписке, так и в рознице.
***
Экспертная оценка возможного увеличения конечных подписных цен на печатные СМИ в случае увеличения почтовых тарифов на доставку
* Примечание: абсолютные и относительные цены даны по Московской области (I тарифная зона). В случае отдаленных регионов Российской Федерации относительный процент увеличения будет сравним с указанным в "желтых" столбцах, но абсолютное увеличение будет больше.
Источник: PlanetaSMI.RU