Падение рекламной выручки издательских домов только усугубляется. Если за весь прошлый год рекламные сборы центральной прессы, по оценке аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ), сократились на 11%, то в минувшем январе — уже на 17%. В плюсе пока остаются только ежедневные газеты.
Доходы центральных изданий от рекламы в январе 2014 года снизились на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 972 млн руб. без НДС, подсчитал АЦВИ на основе мониторинга TNS Russia. Это самый низкий по абсолютному значению уровень с января 2010 года. Рост по итогам отдельного месяца сегмент прессы последний раз демонстрировал ровно год назад — в январе 2013 года.
За весь прошлый год центральные газеты и журналы потеряли 10,6% доходов, сократившихся до 24,9 млрд руб., объявлял ранее АЦВИ. Ассоциация коммуникационных агентств России на прошлой неделе сообщила, что весь рынок прессы с учетом региональной периодики сократился за год на 10%, до 37 млрд руб. Все остальные медиасегменты продемонстрировали рост, за счет чего весь рекламный рынок вырос на 10%, до 327,8 млрд руб.
Больше всего издатели теряют из-за запрета рекламы алкоголя и табака, следует из данных АЦВИ. В январе 2013 года рекламодатели из этих категорий потратили в прессе 66 млн руб. и 65 млн руб. соответственно. Присутствие алкоголя в периодике с начала 2013 года официально уже было запрещено, но Федеральная антимонопольная служба не стала предъявлять претензии к изданиям, подписанным в печать и поступившим в продажу до Нового года. Это позволило ежемесячным журналам тогда не только сохранить, но и нарастить объемы размещений в этой категории в своих январских номерах. Рекламу же табачных изделий окончательно запретили только с 15 ноября 2013 года. Без учета алкоголя и табака снижение доходов печатных СМИ в январе 2014 года составило бы не 16,6%, а лишь 6,1%.
От ухода алкоголя и табака пострадали в первую очередь журналы. В целом они потеряли 20% рекламной выручки, снизившейся до 598 млн руб., а, например, среди мужских изданий падение достигло 42,6%, до 35 млн руб. Выпадение этих доходов рынку мужского глянца пока практически не удается компенсировать, признает исполнительный директор "ИДР-Формат" (FHM, "Профиль" и др.) Александр Зотиков. "Были надежды, например, на игровую индустрию, но там все же другой возраст и другая целевая аудитория",— говорит он.
На 27,1%, до 117 млн руб., в январе упали доходы рекламно-информационных изданий. В том числе сразу 42,9% потеряли газеты бесплатных объявлений, заработавшие лишь 12 млн руб. Нидерландская Trader Media East, владелец российского ИД "Пронто-Москва", издающего газету "Из рук в руки", последний раз раскрывала финансовые показатели лишь за третий квартал 2013 года, в котором ее российская выручка снизилась на 15,5%, до $20,3 млн. Доходы от рекламы в интернете тогда лишь минимально смягчили это падение, увеличившись на 12,4%, до $7,8 млн (с учетом всего СНГ).
Меньше других потеряли в январе газеты — лишь 0,5%, заработав 257 млн руб. Ежедневные при этом даже продемонстрировали рост на 2,7%, до 104 млн руб. Динамика на газетном рынке в целом действительно близка к нулевой, подтверждает заместитель гендиректора ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст. При этом в последнее время из-за законодательных ограничений нестабильны объемы сегмента лекарств и БАДов, указывает он. По данным АЦВИ, расходы на рекламу этой крупнейшей для прессы товарной категории в январе сократились на 6,1%, до 169 млн руб., тогда как по итогам всего 2013 года показали прирост на 2,9%, до 3,373 млрд руб. На этом фоне постепенно растет доля рекламной выручки интернет-ресурсов ИД, отмечает господин Гемст. По его словам, у "Комсомольской правды" она сейчас превышает 10%. Для сравнения: у The New York Times, сайт которой является наиболее посещаемым среди газет США, на онлайн в 2013 году, по данным отчетности, пришлось уже 24,4% рекламных доходов.
Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ