Рекламные доходы издателей продолжают снижаться

Падение рекламной выручки издательских домов только усугубляется. Если за весь прошлый год рекламные сборы центральной прессы, по оценке аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ), сократились на 11%, то в минувшем январе — уже на 17%. В плюсе пока остаются только ежедневные газеты.

Доходы центральных изданий от рекламы в январе 2014 года снизились на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 972 млн руб. без НДС, подсчитал АЦВИ на основе мониторинга TNS Russia. Это самый низкий по абсолютному значению уровень с января 2010 года. Рост по итогам отдельного месяца сегмент прессы последний раз демонстрировал ровно год назад — в январе 2013 года.

За весь прошлый год центральные газеты и журналы потеряли 10,6% доходов, сократившихся до 24,9 млрд руб., объявлял ранее АЦВИ. Ассоциация коммуникационных агентств России на прошлой неделе сообщила, что весь рынок прессы с учетом региональной периодики сократился за год на 10%, до 37 млрд руб. Все остальные медиасегменты продемонстрировали рост, за счет чего весь рекламный рынок вырос на 10%, до 327,8 млрд руб.

Больше всего издатели теряют из-за запрета рекламы алкоголя и табака, следует из данных АЦВИ. В январе 2013 года рекламодатели из этих категорий потратили в прессе 66 млн руб. и 65 млн руб. соответственно. Присутствие алкоголя в периодике с начала 2013 года официально уже было запрещено, но Федеральная антимонопольная служба не стала предъявлять претензии к изданиям, подписанным в печать и поступившим в продажу до Нового года. Это позволило ежемесячным журналам тогда не только сохранить, но и нарастить объемы размещений в этой категории в своих январских номерах. Рекламу же табачных изделий окончательно запретили только с 15 ноября 2013 года. Без учета алкоголя и табака снижение доходов печатных СМИ в январе 2014 года составило бы не 16,6%, а лишь 6,1%.

От ухода алкоголя и табака пострадали в первую очередь журналы. В целом они потеряли 20% рекламной выручки, снизившейся до 598 млн руб., а, например, среди мужских изданий падение достигло 42,6%, до 35 млн руб. Выпадение этих доходов рынку мужского глянца пока практически не удается компенсировать, признает исполнительный директор "ИДР-Формат" (FHM, "Профиль" и др.) Александр Зотиков. "Были надежды, например, на игровую индустрию, но там все же другой возраст и другая целевая аудитория",— говорит он.

На 27,1%, до 117 млн руб., в январе упали доходы рекламно-информационных изданий. В том числе сразу 42,9% потеряли газеты бесплатных объявлений, заработавшие лишь 12 млн руб. Нидерландская Trader Media East, владелец российского ИД "Пронто-Москва", издающего газету "Из рук в руки", последний раз раскрывала финансовые показатели лишь за третий квартал 2013 года, в котором ее российская выручка снизилась на 15,5%, до $20,3 млн. Доходы от рекламы в интернете тогда лишь минимально смягчили это падение, увеличившись на 12,4%, до $7,8 млн (с учетом всего СНГ).

Меньше других потеряли в январе газеты — лишь 0,5%, заработав 257 млн руб. Ежедневные при этом даже продемонстрировали рост на 2,7%, до 104 млн руб. Динамика на газетном рынке в целом действительно близка к нулевой, подтверждает заместитель гендиректора ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст. При этом в последнее время из-за законодательных ограничений нестабильны объемы сегмента лекарств и БАДов, указывает он. По данным АЦВИ, расходы на рекламу этой крупнейшей для прессы товарной категории в январе сократились на 6,1%, до 169 млн руб., тогда как по итогам всего 2013 года показали прирост на 2,9%, до 3,373 млрд руб. На этом фоне постепенно растет доля рекламной выручки интернет-ресурсов ИД, отмечает господин Гемст. По его словам, у "Комсомольской правды" она сейчас превышает 10%. Для сравнения: у The New York Times, сайт которой является наиболее посещаемым среди газет США, на онлайн в 2013 году, по данным отчетности, пришлось уже 24,4% рекламных доходов.

Павел Белавин

Источник: КоммерсантЪ