Генеральный директор ГК «Урал-Пресс» Константин Астафьев. Фото: Константин Акопян
— Константин, «Почту России» лишают субсидий, покрывающих ее издержки на доставку подписной периодики, а та готовится поднять доставочные тарифы. Рынок в шоке, все готовятся к краху института подписки. Ваше мнение — если почту все-таки лишат субсидий, он реален?
— Крах подписки из-за отмены субсидий — это эмоции, не подкрепленные фактами. На рынке подписки для физических лиц доля почты — 95%, но на рынке ведомственной подписки (для организаций) — меньше 50%. Другие 50% рынка обслуживают альтернативные подписные агентства, которые работают по более высоким тарифам, потому что организации готовы платить за качество услуги.
Я думаю, что и физическим лицам немаловажно получать не столько дешевую услугу, сколько качественную. Сломанная вещь, пусть даже она стоит в разы дешевле целой, никому не нужна. Никому не нужна вчерашняя газета сегодня. Поэтому если у почты получится вместе с повышением цен поднять и качество услуги, то в каких-то сегментах подписка может даже вырасти. Но в любом случае говорить о крахе рынка подписки в целом неразумно.
— Как известно, до сих пор новые тарифы, даже увеличенные, рынку не представлены, хотя уже вовсю развернута подготовка к очередной подписной кампании. Подписные агентства уверяют, что каталоги без проставленных конечных цен, с «пустографками», способны нанести еще больший урон подписке. Как вы оцениваете потери рынка из-за отсутствия информации по тарифам?
— Это, конечно, плохо. Но тоже не смертельно. Насколько я знаю, сотрудники почты пользуются электронным каталогом, а не бумажным. Если в ближайшее время тарифы будут утверждены, то проблем не будет. Подписчик, приходя на почту, редко роется в бумажном каталоге — он говорит оператору, что хочет выписать, а тот ему называет цены. Однако с тарифами, согласен, лучше не затягивать.
— На экстренном совещании Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы вы сделали оригинальное предложение: при сохранении субсидий «Почте России» направить их исключительно на льготирование физических лиц. Насколько организационно и технически это возможно?
— Ограничить льготы на подписку, сохранив их только для физических лиц, реально. Для этого нужно напечатать еще один вариант подписного каталога (а также иметь его в электронном виде) — для юридических лиц, который будет отличаться только доставочным тарифом. Организации оплачивают подписку по безналу, соответственно, счета им нужно будет выставлять по более высокому тарифу. В эту подписную кампанию уже не успеть. Но можно подготовить все к следующей.
— Я знаю вас как активного медиаменеджера и больше чем уверена, что это свое предложение вы уже озвучивали представителям почты или власти. Какова была их реакция?
— Казалось бы, увеличение тарифа доставки подписки только для юридических лиц может принести почте дополнительно один-два миллиарда рублей. Но прежнее руководство «Почты России» не заинтересовалось этой идеей, а с сегодняшним руководством я это не обсуждал. Если им это будет интересно, я готов встретиться в любой день.
— При сохранении льготной подписки для физических лиц и повышении тарифов для юридических сможет ли «Почта России» реально покрыть те издержки, которые она несет от услуг по доставке подписной корреспонденции?
— На примере агентства «Урал-Пресс» и всех прочих работающих на рынке альтернативных подписных агентств — коммерческих организаций — могу утверждать, что как минимум с юридическими лицами можно работать без дотаций. Учитывая, что у почты объем подписки юридических лиц примерно пять миллиардов в год, доставочная сумма, соответственно, примерно от одного до полутора миллиардов. Это значит, что, увеличив ее в два раза, мы получим дополнительно объем средств, равный половине сегодняшних дотаций. Если увеличим доставочную сумму в три раза только для юридических лиц, возместим потери от дотаций полностью.
Все понимают, что больше всего от повышения доставочных цен пострадают ежедневные газеты. Поэтому можно оставить дотации только газетам, а на журналы поднять цены — для всех, в том числе для физических лиц. Это может быть дополнительным резервом.
Давайте посмотрим на конкретном примере: возьмем журнал «Юный техник» и газету «Комсомольская правда».
Стоимость месячной подписки на журнал «Юный техник» складывается из каталожной цены (231,7 руб.) и доставочного тарифа (7,94 руб.). Итого 239,64 руб. При увеличении доставочного тарифа в два раза (15,88 руб.) подписная цена на один месяц составит 247,58 руб. Таким образом, цена подписки увеличится на 8 руб. (3,21%). Стоимость полугодовой подписки на журнал «Юный техник»: каталожная цена 1390,2 руб. плюс доставочный тариф 47,64 руб. Итого 1437,84 руб. При увеличении доставочного тарифа в два раза (95,28 руб.) подписная цена на шесть месяцев составит 1485,48 руб., то есть цена подписки увеличится на 48 руб. (те же 3,21%).
Теперь ежедневная газета «Комсомольская правда». Стоимость месячной подписки: каталожная цена 89,16 руб. плюс доставочный тариф 245,87 руб. Итого подписная цена 335,03 руб. При увеличении доставочного тарифа в два раза (491,74 руб.) подписная цена на один месяц составит 580,9 руб., то есть цена подписки увеличится на 245,87 руб. (73,4%). Стоимость подписки на полгода: каталожная цена 534,96 руб. плюс доставочный тариф 1475,22 руб. Итого подписная цена 2010,18 руб. При увеличении доставочного тарифа в два раза (2950,44 руб.) подписная цена на один месяц составит 3485,4 руб., то есть цена подписки увеличится на 1475,22 руб. (73,4%).
Если сравним, то для ежемесячного журнала увеличение цены доставки в два раза приведет к удорожанию общей стоимости подписки на 3,21%. Что точно не приведет к краху. Другое дело, что тоже увеличение тарифа доставки в два раза для ежедневного издания приведет к существенному удорожанию. Поэтому я бы предложил на ежедневные издания доставочный тариф или не поднимать или поднимать не пропорционально с ежемесячными и еженедельными изданиями.
— Рынок подписки в России имеет будущее? Какое оно?
— Будущее рынка подписки такое же, как и будущее рынка печатной прессы. Он будет продолжать работать до тех пор, пока не уйдет последнее «газетное» поколение людей, которые еще помнят, как в детстве выписывали «Мурзилку», и предпочитают держать в руках бумажные журналы и газеты. Это сегодняшние 30-летние. Рынок будет продолжать сокращаться с каждым годом, как это происходит на протяжении последних десяти лет. В конечном итоге останется лишь элитарный сегмент прессы для узкого круга ценителей и, вероятно, детские издания, которые направлены не только на чтение, но и на тренировку сенсорных навыков.
Источник: PlanetaSMI.RU