Неправильно мы отмечаем профессиональные праздники в медиаотрасли

В советское время День печати отмечался 5 мая, в день выхода первого номера газеты «Правда». Потом стали отмечать 13 января по случаю выхода в свет по указу Петра I газеты «Ведомости». Но как-то всем нам невдомек, что день рождения газеты – это 11 марта 1702 года, когда в Лондоне сделали и выпустили первую в мире ежедневную газету на английском языке Daily Courant.

С тех пор газеты на планете только развивались и крепли вплоть до 21-го века, когда интернет стал теснить бумажную прессу. Подчеркну: теснить, но не уничтожать. «Умные» газеты, например, Guardian, «Ведомости» и др. научились успешно сочетать бумажные и электронные версии своих изданий. 

Как сообщил ресурс Media-Media.ru, британская Guardian по итогам 2013 года увеличит свои цифровые доходы почти на четверть – до 70 млн. фунтов (в 2012 году было 55 млн. фунтов). При этом Guardian активно расширяется на территорию США,  хотя доходы газетного подразделения, как ожидается, будут за последний год снижены на 30 млн. фунтов. Недавно многие СМИ обошло сообщение о возвращении печатной версии легендарного журнала Newsweek, ушедшего в Сеть около полутора лет назад. Media-Media.ru в заметке об этом знаковом событии написал, что решение было принято в конце прошлого года и что «бизнес-модель возрожденного журнала будет ориентироваться не столько на рекламу, сколько на платных подписчиков», так же, как это делают The Economist или журнал Time. И здесь же процитировал дизайнера Роджера Блэка, который много лет сотрудничал с Newsweek: «В интернете принято почему-то считать, что печатная модель мертва, что людям не нужны печатные издания. Но это не печатная модель мертва, это мертва печатная бизнес-модель. Если вы создаете интересный и важный продукт, люди будут счастливы держать его в руках». 

На этом фоне примечательно, что издания концерна Axel Springer решили переходить в «цифру». Думается, что здесь проявляется «эффект маятника», как и в случае с описанным выше Newsweek. Руководители издательских домов должны самостоятельно нащупать оптимальный баланс «цифры» и «бумаги» в своем производстве, а нащупав – увеличить доходы. 

Газета как ежедневный информационный ресурс не умрет никогда, вопрос только в носителях контента. А бумажная пресса как комфортный для человека и высокопрофессиональный продукт, безусловно, будет востребована читателями многие годы.

Интересное наблюдение по итогам празднования 8 Марта. Женщины, получившие поздравления в виде СМС или электронного письма были менее счастливы, чем те, кто получил бумажную открытку с тиснением, красивым оформлением и печатным поздравительным текстом. Материальный мир, безусловно, преобладает над виртуальным, но их симбиоз дает максимальный эффект.

Тем не менее, хотел бы поздравить коллег по бумажному и цифровому цеху, производящему контент, со знаменательной датой – днем рождения первой ежедневной газеты на планете Земля и пожелать им процветания.

Источник: блог Александра Оськина на сайте «Эхо Москвы»