С упразднением субсидий цены на подписку в этом году увеличатся на 25%. Подорожание заставит россиян отказаться от приобретения прессы, говорится в письме, адресованном участниками рынка печатных СМИ премьер-министру Дмитрию Медведеву. Обращение разослано по крупнейшим в России издательским домам. Свои подписи под ним уже поставили президент ЗАО «АиФ» Николай Зятьков, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев и другие медиаменеджеры. Позднее письмо направят премьер-министру.
«В условиях, когда большая часть населения России, особенно в малых и средних городах, в сельской местности, расширяет свой политический кругозор, пополняет образовательный багаж, повышает культурный уровень в значительной степени с помощью бумажных версий газет и журналов, подписка на прессу продолжает играть важную роль, — говорится в послании участников рынка к премьер-министру. — Для россиян с невысокими доходами подорожание подписки на периодику может стать непреодолимым барьером, заставит отказаться от приобретения прессы».
Авторы отмечают, что отказ россиян от подписки «не только приведет к нарушению целостности информационного пространства страны, но и резко сократит возможности влияния СМИ на формирование общественного мнения».
Главный посыл письма премьеру — просьба о личной встрече, говорит председатель правления Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. По его словам, Минкомсвязи не может помочь решить проблему с дотациями на подписку, а Минфин блокирует все предложения АРПП на этот счет. Подписавшие письмо считают, что Медведев мог бы вмешаться в ситуацию и помочь сохранить для населения доступные цены на подписку.
— Ведущие отечественные издатели, встретившись с министром связи Никифоровым и выслушав его откровенные высказывания о подписке на газеты и журналы в России, пришли к выводу о том, что возможности Минкомсвязи исчерпаны. Все предложения нашего отраслевого ведомства в части выделения госсубсидий на доставку подписных изданий населению были заблокированы Минфином, — подчеркнул Оськин.
Он напомнил: в подписных каталогах, лежащих в отделениях связи «Почты России», представлено 12 тыс. наименований периодики, и граждане свободны в своем выборе, на что подписываться.
— Поэтому глубоко ошибочны утверждения некоторых чиновников, что дотации «Почте России» на доставку подписных изданий — это субсидии для почтового ведомства. Ничего подобного! Это помощь населению через почтовый инструмент — 42 тыс. отделений связи, — заключает Оськин.
Один из подписантов, президент ЗАО «Аргументы и факты» и главный редактор еженедельника «АиФ» Николай Зятьков утверждает, что увеличение цены на подписку больнее всего ударит по массовым изданиям. Дело в том, что тот же «АиФ» имеет самый большой среди российских газет охват аудитории, причем на долю подписчиков приходится 40% тиража. По словам Зятькова, «АиФ» давно не зарабатывает на подписке. Однако до сих пор издательский дом старался не сокращать значительно подписные тиражи, в отличие от других изданий. После повышения цены на подписку, тиражи придется серьезно снизить, говорит Зятьков.
Упразднение подписных дотаций ударит не только по подписчикам и издателям, считает Зятьков. В результате сильно пострадает государство, которое не сможет доносить свою политику до людей в инфраструктурно неразвитых городках, узнающих о событиях в России и мире из периодики, которая доставляется им по подписке. В такой местности зачастую не бывает киосков, она не покрыта ТВ и интернетом.
— Со стороны власти это недальновидная позиция. Экономя по сути копейки, они лишают себя канала связи с электоратом, возможности донести свою позицию, — сокрушается главред «АиФ». — Свежий пример — события на Украине. Сейчас во всех СМИ разворачивается почти электронная война. Интересно, как люди на высоких должностях будут формировать общественное мнение на этот счет? Телевидением охвачена далеко не вся территория России, интернет тем более есть не везде.
Достучаться до правительства — единственная возможность решить проблему подписки, считают участники рынка. Представители медиаиндустрии провели ряд встреч в разных ведомствах, однако решить проблему никто из них не в состоянии.
Напомним, что с 2015 года «Почта России» перестанет получать из бюджета средства на сохранение подписного тарифа. Ежегодно на эти цели компания тратила 3 млрд рублей. Субсидии позволяли «Почте» сдерживать тарифы на уровне 2008 года. В пресс-службе «Почты России» пояснили, что в ближайшие дни будут утверждены новые подписные тарифы на второе полугодие 2014 года, они повысятся в пределах 25%.
— Многократного удорожания печатных СМИ, в том числе в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока не будет, — утверждают в «Почте России». — Минкомсвязи России и «Почта России» заинтересованы в том, чтобы не допустить падения тиражей подписных изданий.
Как ранее заявлял «Известиям» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, в среднем месячная подписка на такие издания, как «Комсомольская правда», «Коммерсант» и «Российская газета», подорожает на 50 рублей. Такое повышение в министерстве не считают критичным. Однако у издателей периодики другие прогнозы — по их словам, цена на подписные издания возрастет в 1,5–2 раза.
Светлана Поворазнюк
Источник: Известия