Вячеслав КЕРОВ,председатель совета директоров Pressa.ru
Что такое подписка?– Это 38% от всех тиражей в России, или более 1,5 млрд газет и журналов, доставляемых ежегодно подписчикам. Это 11 000 изданий, сотрудничающих с тремя каталогами. Да еще районные, муниципальные издания, которые не включаются в каталоги, но активно участвуют в подписке. Подписка в данных условиях, если и сохранится, то будет совершенно другой.Но наша работа по продвижению подписки идет. Например, «Альянс» разослал письма в 60 городов РФ и попросил бесплатно предоставить возможность размещения наружной рекламы для поддержки института подписки. Нам до сих пор приходят ответы, в которых выражается желание помочь. Но это все уходит на второй план, потому что если тарифы вырастут в три раза, то помогать будет просто нечему. Надо как-то бороться с этой ситуацией: вот сейчас мы собираемся направить коллективно подписанное письмо Владимиру Путину.
ДмитрийМАРТЫНОВ, президент Ассоциации распространителей печатной продукции
В России уже было субсидирование подписки, ипо этому показателю мы, конечно, выше чемШвейцария.Но, например, в Италии субсидии больше в два раза, а в Великобритании в2,5 раза. Если сделать пересчет на один подписной экземпляр, то в Италиина него приходиться дотация больше чем 1,5 $. У нас же это 0,07$. По сути это не субсидии почте, а субсидии подписчикам, которые могут получать газеты по более низкой цене. Более того, мне кажется, что власти все время забывает о том, что пресса дает всего 20% информационного влияния и целых 80% –культурного. Кстати сказать, розница тоже «висит на волоске». На словах правительство готово поддержать киоски прессы, а на деле политическое поле таково, что если его применить, то половина ларьков исчезнет. Поэтому могу констатировать, что ситуация в целом по распространению прессына сегодняшний деньнегативна.
Виктор КОКОРЕВ, генеральный директор ЗАО «Агентство Подпискии Розницы»
Бывшее руководство почты понимало ответственность подписки. Сейчас же мне кажется, что у нового руководства нет полного понимания ситуации. В министерстве связи даже нет отдела по управлению почтой. Поэтому в сложившемся положении нам надо бороться до конца. В первую очередь необходимо объяснить подписчикам ситуацию с тарифами.
Каталожные цены постоянно растут в среднем на 3%. Не менее 25-32% цены составляютпочтовые услуги.В каталожной цене находится еще и оплата магистральной перевозки наших тиражей, а это в основном услуга почтовой связи. Она составляет от 15% до 30%. Если удельный вес почты возрастает на 50%, то их услуги будут составлять порядка 34-35% (при неизменной цене в каталоге); 40% при 100%; 44-45% при 150%.
При анализе общей подписной ценымы увеличили каталожные цены на 3,7%, как это в среднем произошло за последние полугодия. Увеличение на 50% дастувеличение подписной цены на 13-15%; на 100%– 26-28%, на 150%– 40-45%. Это средние расценки, они зависят от издания. Больше всех страдают, конечно, ежедневные газеты. Например, удельный вес почты в цене «Ведомостей»–51% , «КоммерсантЪ»–42%, «МК»– 27%.Это по данным подписки на второе полугодие 2013 года. Если почтовые тарифы вырастают на 150% для «Ведомостей»подписная цена будет составлять 170% от этого, или 726 рубля на месяц. Конечно, сельские жители, вряд ли будут выписывать себе деловую газету. Но они вполне могут выбрать«Аргументы недели», на которые предвидится на57% рост подписных цен. «За рулем»ожидает повышение тарифов на 60%. Хотя, конечно, ежемесячные журналы с небольшим весом пострадают намного меньше.
ГеннадийКУДИЙ, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Необходимо направить открытое письмо президенту о сложившейся ситуации, это даже не обсуждается. Но будет ли это замечено, или мы получим очередной формальный ответ: вот о чем надо задуматься. Чего мы хотим? Если только чтобы нас заметили, то нужно и сделать что-нибудь грандиозное. Для этого нужно, чтобы наши ведущие издания синхронно в один день опубликовали обращение на первой полосе с комментариями экспертов, которые объяснят читателям, чем грозит повышение тарифов. Ведь такой опыт уже был. В 2008 году многие печатные СМИ пригрозили выйти с белыми полосами на первых страницах, если не прекратится безудержный рост почтовых тарифов. Тогда власть нашла компромисс, найдя в бюджете необходимые средства.Почему бы это не повторить?
Цыганов Сергей, исполнительный директор ИД «Собеседник»
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что, подняв цены в 2-3 раза,они сэкономят три млдр рублей и за счет этого поднимутпочтовикам зарплаты. Уверяю вас, этого не будет. Как только поднимут тариф, все обвалится: они этих денег просто не заработают. За последние пять лет ГЦМПП (главный центр магистральных перевозок почты) поднимал цены четыре раза. За пять лет цены повысились более чем на 50%.Надо понимать, что нанося удар по подписке, мы разрушаем межотраслевой экономический комплекс.В издательствах по всей России работают около 400 тысяч человек–кормильцев семей, людей с покупательской способностью. Примерно 100 тысяч занимается логистикой и перевозкой, и еще 100 тысяч задействовано в сфере распространения. Весь полиграфический комплекс, все крупные и средние типографии на 70-80%загружены печатью тиражей газет и журналов. Дальше по цепочке идет бумажное производство и лесное хозяйство. В итоге всепонесут непоправимые убытки. Многие из этих тысяч людей окажутся без работы.
Подпискаочень важна для любого издательства, она представляет собой банк. Это деньги, которые даются ему на полгода вперед, по которым нет списания 30-40% нереализованной продукции, исходящие от лояльной аудитории, всегда интересной рекламодателю.Если обвалится подписной тираж, следом упадет общий. Как следствие, вырастет себестоимость одного экземпляра. Но кому от всего этого станет лучше?
ИгорьШАДРИН, первый заместитель генерального директора ИД «Коммерсант-Пресс»
За 25 лет существования «Коммерсанта», мы никогда не подписывали каких-либо писем изаявлений. Сделали исключение только в прошлом году. Но в этот разнаш издательский дом решил активно участвовать в решении сегодняшней проблемы. Это показатель того, насколько катастрофична сложившаяся ситуация. Для нас сохранение подписки важнее, чем принцип неучастия. И нам кажется, что наша задача сейчас –обратиться за помощью к аудитории, к самим подписчикам. Надо, чтобы ониборолисьвместе с нами.
ВячеславПИПКО, директор по дистрибуции ГК «Толока»
Мы посчитали: если тарифы вырастут в два раза, то наши подписные цены увеличатсяпочти на 50%. В нашей организации есть издания, подписной тиражкоторых от общего составляет 57%. Понятно, что через год их тираж упадет до пяти-десяти тысяч, а стоимость полиграфии вырастет более чем в два раза от текущей, а то и в три-четырераза. Стоимость производства будет выше, чем текущая отпускная стоимость. Это все, несомненно, ударит по розничным ценам, по перевозчикам: если тиражи упадут, то возить нечего. Игроки всех уровней недополучат прибыль, и через два-три года при таком раскладе рынок прессы умрет в принципе.
ЛарисаСАФОНОВА, руководитель отдела подписки ИД «Свободная пресса», Воронеж
Могу сказать по своему опыту, что в регионах психологический барьер на подписку составляет 500 рублей. В пределах этой суммы люди готовы тратить деньги на подписные издания, но если ценаперешагивает рубеж, то подписка резко падает. Пример, у нас тиражбыл 13 тысяч экземпляров, когда газета стоила 486 рублей. Как только она стала стоить 610 рублей, мы свалились до 6,5 тысяч. После этого учредители приняли решение пойти на убытки в одном регионе. Тогда мы уменьшили количество полос и вернули за счет этого цену. Прежнее количество подписчиков не вернулось, конечно, но значительно выросло после спада. Все это говорит лишь об одном: если увеличатся тарифы, мы потеряем около 50% подписной аудитории.
АлександрОСЬКИН, председатель правления АРПП
В защиту почты скажу, что подписка для нее убыточна. Она теряет на подписке три млрд рублей. Всего же она обходится почте в девять млрд рублей, три из которых дает подписчик, три – государство.Дотации государствапокрывали издержки почты только наполовину. В итоге оставшиеся три млрд рублей – это тот самый минус в бюджете по подписке. И почта поднимает тарифы, чтобы закрыть вот эти самые три млрд своего убытка. Вопрос другой: может быть, издержки неправильно считают... Но объективно надо признать: подписка почте убыточна. Они пытаются выжить, поэтому и торгуют порой всякой всячиной, только чтобы прокормить своих сотрудников.
Константин АСТАФЬЕВ, генеральный директор ГК «Урал-Пресс»
Когда в 2008 году почте ввели дотации, мы сильно волновались, думали, как мы будем, у нас цены в три раза выше? Но ничего, все, что не убивает, делает нас сильнее. То есть, в принципе, есть подписчики, которые готовы платить больше. У нас примерно 25-30% рынка подписки. И эти подписчики юридические лица. Однако нужно понимать, что на почте сейчас есть как физические, так и юридические лица, причем доля последних в районе 25-30% от общей доли подписки почты России. Минфин говорит:«А с какой стати мы, например, должны датировать «Газпром» или «Транснефть?». Это в деньгах в обороте почты России составляет пять млрд в год. Предлагаю издательскому сообществу сосредоточиться на том, что можно разделить подписку для физических и для юридических лиц. Оставить дотации только для первых. При таком раскладе Минфин, возможно, согласиться на диалог.
Источник: Журнал "Новости СМИ" №4 от 3 марта 2014