Ситуация на французском рынке бесплатных ежедневных газет осложняется. Все три выходящие во Франции издания - 20 Minutes, Direct Matin и Metronews – испытывают рекламный кризис. По данным Института исследований в сфере рекламы (Institut de Recherches et d'Etudes Publicitaires, IREP), за первые три квартала прошлого года их рекламные доходы сократились на 8,6%. Всего за 2013 год они должны составить примерно 80 млн. евро против максимальных 100-110 млн. евро несколько лет назад. А ведь по определению бесплатные газеты на 100% зависят от рекламы. «Если дела так пойдут и дальше, понятно, что каждое из этих изданий не сможет избежать коренных преобразований. Или, по меньшей мере, должно будет согласиться на то, чтобы работать себе в убыток», - замечает один издатель.
Признаком перемен стало то, что после пяти лет работы с положительным результатом газета 20 Minutes, первое по тиражам бесплатное ежедневное издание во Франции, запущенное в 2002 году, завершило 2013 год с убытками, вызванными более чем 10%-м сокращением рекламных доходов и слишком высокими текущими расходами. Эксплуатационные убытки, как заявил президент издания Оливье Бонсар (Olivier Bonsart) сетевому журналу Challenges, «превысили миллион евро». По нашим сведениям, исходя из «цены»планируемых увольнений, – четыре-пять миллионов. План сокращения расходов был обнародован в декабре и стал поводом для двухдневной забастовки. Он предусматривает сокращение тринадцати рабочих мест, из которых девять - фотожурналисты. Также, в начале года с целью уменьшить расходы с 45 до 36 было сокращено количество городов, в которых распространяется газета. Оливье Бонсар применил этот план затем, чтобы высвободить средства для инвестирования в «цифру» - новый приоритет издания, поскольку, по его заявлению, он не получит ни сантима от своих акционеров.
Вторая бесплатная газета, Direct Matin, выпускаемая тиражом 900 тыс. экземпляров (против 945 тыс. у 20 Minutes), несет убытки со времени запуска в 2007 году. В противоположность своему конкуренту, который хочет развиваться в цифровом пространстве, эта газета считает приоритетом бумагу. «В отличие от 20 Minutes, мы не сокращаем тираж, - отмечает Жан-Кристоф Тьери (Jean-Christophe Thiery), президент издательской группы Bolloré Média. - Мы не идем по пути экономии». Газета даже планирует установить свое присутствие в четырех новых городах до конца марта. Но в случае с Direct Matin вопрос скорее в том, до каких пор её владелец, Винсент Болоре (Vincent Bolloré), будет согласен оплачивать убытки издания.
Курс на 1 млн. экземпляров, который был взят газетами 20 Minutes и Direct Matin можно считать погребенным. «Это был иллюзорный и самоубийственный курс», - признает Эдуард Боккон-Жибо (Édouard Boccon-Gibod), президент Metronews (медиагруппа TF-1), третьего игрока на рынке бесплатных газет со средним тиражом 743 тыс. экземпляров. Как и 20 Minutes, Metronews хочет верить в то, что цифровое будущее сохранит издание. Интернет-сайт 20 Minutes имеет уже около 5,5 млн. уникальных посетителей в месяц. В свою очередь, сайт Metronews.fr за один год удвоил количество пользователей – до 3,1 млн. уникальных посетителей. Оба издания предвидят усиление миграции своих читателей, как правило, молодых горожан, от бумажной к электронной версии. Что все больше и больше наблюдается в транспорте.
Источник: lefigaro.fr
Перевод: Виктор Дейкин