Франция. Бесплатные ежедневные газеты в кризисе

Ситуация на французском рынке бесплатных ежедневных газет осложняется. Все три выходящие во Франции издания испытывают рекламный кризис.

Ситуация на французском рынке бесплатных ежедневных газет осложняется. Все три выходящие во Франции издания - 20 Minutes, Direct Matin и Metronews – испытывают рекламный кризис. По данным Института исследований в сфере рекламы (Institut de Recherches et d'Etudes Publicitaires, IREP), за первые три квартала прошлого года их рекламные доходы сократились на 8,6%. Всего за 2013 год они должны составить примерно 80 млн. евро против максимальных 100-110 млн. евро несколько лет назад. А ведь по определению бесплатные газеты на 100% зависят от рекламы. «Если дела так пойдут и дальше, понятно, что каждое из этих изданий не сможет избежать коренных преобразований. Или, по меньшей мере, должно будет согласиться на то, чтобы работать себе в убыток», - замечает один издатель.

Признаком перемен стало то, что после пяти лет работы с положительным результатом газета 20 Minutes, первое по тиражам бесплатное ежедневное издание во Франции, запущенное в 2002 году, завершило 2013 год с убытками, вызванными более чем 10%-м сокращением рекламных доходов и слишком высокими текущими расходами. Эксплуатационные убытки, как заявил президент издания Оливье Бонсар (Olivier Bonsart) сетевому журналу Challenges, «превысили миллион евро». По нашим сведениям, исходя из «цены»планируемых увольнений, – четыре-пять миллионов. План сокращения расходов был обнародован в декабре и стал поводом для двухдневной забастовки. Он предусматривает сокращение тринадцати рабочих мест, из которых девять - фотожурналисты. Также, в начале года с целью уменьшить расходы с 45 до 36 было сокращено количество городов, в которых распространяется газета. Оливье Бонсар применил этот план затем, чтобы высвободить средства для инвестирования в «цифру» - новый приоритет издания, поскольку, по его заявлению, он не получит ни сантима от своих акционеров.

Вторая бесплатная газета, Direct Matin, выпускаемая тиражом 900 тыс. экземпляров (против 945 тыс. у 20 Minutes), несет убытки со времени запуска в 2007 году. В противоположность своему конкуренту, который хочет развиваться в цифровом пространстве, эта газета считает приоритетом бумагу. «В отличие от 20 Minutes, мы не сокращаем тираж, - отмечает Жан-Кристоф Тьери (Jean-Christophe Thiery), президент издательской группы Bolloré Média. - Мы не идем по пути экономии». Газета даже планирует установить свое присутствие в четырех новых городах до конца марта. Но в случае с Direct Matin вопрос скорее в том, до каких пор её владелец, Винсент Болоре (Vincent Bolloré), будет согласен оплачивать убытки издания.

Курс на 1 млн. экземпляров, который был взят газетами 20 Minutes и Direct Matin можно считать погребенным. «Это был иллюзорный и самоубийственный курс», - признает Эдуард Боккон-Жибо (Édouard Boccon-Gibod), президент Metronews (медиагруппа TF-1), третьего игрока на рынке бесплатных газет со средним тиражом 743 тыс. экземпляров. Как и 20 Minutes, Metronews хочет верить в то, что цифровое будущее сохранит издание. Интернет-сайт 20 Minutes имеет уже около 5,5 млн. уникальных посетителей в месяц. В свою очередь, сайт Metronews.fr за один год удвоил количество пользователей – до 3,1 млн. уникальных посетителей. Оба издания предвидят усиление миграции своих читателей, как правило, молодых горожан, от бумажной к электронной версии. Что все больше и больше наблюдается в транспорте.

Источник: lefigaro.fr
Перевод: Виктор Дейкин