Правда, только частично. Для полной компенсации почтовых убытков госсубсидии было необходимо увеличить в 2 раза. О необходимости такого увеличения неоднократно заявляли авторитетные эксперты медиарынка, издатели и распространители прессы. Вместо увеличения существующих дотаций государство полностью отменило почтовые субсидии и перевело «Почту России» на коммерческие «рельсы» в данной сфере деятельности, начиная с подписной кампании на второе полугодие 2014 года. Еще раньше, накануне подписной кампании на первое полугодие 2013 года, почтовые тарифы были увеличены на 15%.
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.А. Никифоров обещал не допустить повышения конечных подписных цен более чем на 25%. Но некоторые издатели сегодня бьют тревогу: новые тарифы увеличили цены на их газеты и журналы гораздо значительнее рекомендованного уровня. Например, подписная цена ростовской газеты «Копилка советов» выросла на 75%. Цена другой ростовской газеты, «Наше время», возросла на 33%. Большинство региональных изданий благодаря новым тарифам вышли за рамки отмечаемой экспертами психологически приемлемой цены в 500 рублей за полугодовой комплект. Кроме того, по мнению издателей, новые почтовые тарифы на прием подписки у населения и доставку подписчикам газет и журналов создают диспропорцию между тарифными зонами.
Эксперты рынка подписки считают, что новые почтовые тарифы и подписные цены разрушают почтовую подписку как услугу для малообеспеченных жителей российских сел и небольших городов. Молодежи и среднему классу подписка в нынешнем формате малоинтересна, и изменить ситуацию без значительного улучшения качества доставки и дополнительных затрат на продвижение национальный почтовый оператор не сможет. Эксперты прогнозируют, что результатом подписной кампании на второе полугодие 2014 года станет сокращение подписных тиражей на 15-20%. При этом, тиражи региональной прессы (на ее долю приходится около 65% тиражей российской прессы) могут сократиться более чем на 20-25%. Ситуация выглядит еще более печальной с учетом того, что это повышение почтовых тарифов – не последнее, так как коммерческий подход к подписке на газеты и журналы требует безубыточности данного направления бизнеса.
Сложившаяся ситуация угрожает как интересам издателей, так и «Почты России», для которой сокращение подписных тиражей приведет к неминуемым финансовым потерям. Неизбежно пострадает и информационная безопасность нашей страны. Например, региональные издатели предвидят закрытие значительного количества местной прессы в пограничных с Украиной районах. Интернета здесь нет, российское телевидение практически недоступно. Зато активно вещают 6 украинских каналов, 2 из которых – националистические.
По мнению АРПП необходимо разработать комплекс мер по стимулированию и поддержке подписки в условиях отмены государственных субсидий, а также обеспечить льготы на подписку для молодёжи и социально незащищённых слоёв населения. Очень важно провести декаду подписчика в мае с.г. на более высоком организационно-техническом уровне для компенсации потерь, которые неизбежно будут наблюдаться в начале подписной кампании в связи с запоздалым оформлением конечных цен в подписных каталогах в отделениях связи.
В этих целях было бы целесообразно объединить усилия «Почты России», издателей, подписных агентств и крупных госкорпораций. Важно продолжить диалог с Правительством России о возобновлении субсидирования доставки подписных изданий населению.
По нашему глубокому убеждению подписка на прессу приобретает особо важное значение в части укрепления информационной безопасности России в условиях обострения международной напряжённости и применения всевозможных санкций в отношении РФ.
Пресс-служба АРПП