Любители печатного слова привыкли, что любимые газеты и журналы, которые они получают по подписке, обходятся гораздо дешевле тех, что продаются в киосках и магазинах. Однако теперь им придется столкнуться с парадоксом – подписка станет «кусаться», подорожав в среднем на четверть. В Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) объясняют: на протяжении пяти последних лет государство выделяло национальному почтовому оператору из бюджета по 3 млрд рублей с целью сохранения подписного тарифа. Теперь же на этом решено сэкономить, следовательно, цены на прессу, доставляемую «Почтой России», повысятся. По словам председателя правления АРПП Александра Оськина, издания в киосках будут продаваться намного дешевле, чем по подписке. Львиную долю цены подписного издания составляют расходы «Почты России» на доставку, а это транспорт, бензин, складские помещения, почтальоны. Огромное и крайне затратное хозяйство. Киоски же принадлежат не государству, а частным структурам, работающим более экономно, эффективно. Они стремятся как можно больше продать, поэтому цены на прессу не накручивают. Вот и выходит, что в киоске газета или журнал дешевле, чем по подписке в госструктуре. «В среднем тариф подорожает на 25%, - говорит Александр Оськин. - Издатели опасаются резкого снижения читательской аудитории. К тому же произойдет большой разрыв в стоимости подписки в зависимости от изданий и тарифных зон, понятно же, чем дальше везут прессу, тем она обходится дороже». «25-процентный рост — это очень много, - продолжает г-н Оськин. - По нашим данным, граждане России, особенно в глубинке, стараются тратить на полугодовую подписку не больше 500 рублей». Понятно, что больнее всего повышение подписных цен ударит по малообеспеченным подписчикам, проживающим в селах, поселках, небольших городах. Многие из этих людей откажутся от чтения прессы, считая, что оно им не по карману. Кстати, с тарифами «Почты России» на подписку и доставку печатных изданий на второе полугодие 2014 г. можно ознакомиться на сайте АРПП: http://www.arpp.ru/.
Подорожание подписки особенно болезненно ударит по аудитории ежедневных газет. Годовая подписка на них, как правило, превышает тысячу рублей. После подорожания приблизится к полутора. По словам председателя правления АРПП, подписка может упасть на 30-50%, это пагубно отразится на экономике многих изданий. Есть в этой проблеме не только экономический, но и социальный аспект. Получение информации – конституционное право граждан РФ, между тем такое впечатление, что российские власти поддержку прессы вообще не считает социально значимой задачей. Между тем во многих странах на подписку выделяются значительные субсидии. Почему бы российским властям не последовать хорошему примеру и не сохранить субсидии «Почте России» на доставку подписных изданий с их ежегодной индексацией. Это позволит сохранить почтовые тарифы на доставку подписки, не ставя прессу на грань выживания.
Игорь Минаев
Источник: Мир новостей