По обочинам российских дорог могут протянуть кабели для обеспечения небольших российских городов широкополосным интернетом. Минкомсвязи России согласовало представленный Агентством стратегических инициатив (АСИ) проект интеграции магистральных телекоммуникационных сетей в автодорожную инфраструктуру. Проект решения наблюдательного совета АСИ и письмо министерства о его согласовании есть у «Известий».
В ноябре 2013 года на международном форуме в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне глава российского Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что «российская революция в сфере ИКТ состоится именно за счет системного покрытия услугами широкополосного доступа (ШПД) городов и поселков с населением от 500 человек в течение ближайших лет». Он сообщил, что это позволит повысить уровень проникновения ШПД в России с нынешних 55% до более 90% к 2018 году.
Гендиректор АСИ Андрей Никитин в письме Никифорову сообщил, что на совещании в этой организации представители «Ростелекома», «ТрансТелеКома», МТС, «ВымпелКома», «МегаФона» и Ассоциации региональных операторов связи подтвердили необходимость снятия законодательных барьеров, ограничивающих доступ телекоммуникационных операторов к объектам дорожной инфраструктуры.
Представители сотового оператора СМАРТС (работает в Поволжье) сделали на совещании презентацию проекта обеспечения регионов России высокоскоростным интернетом (есть у «Известий»). Специальный автотранспорт создает по краю дороги траншею шириной до 15 см и глубиной 40 см и сразу укладывает в нее кабель 6 см в диаметре. По прогнозам компании, за четыре года можно проложить 150 тыс. км кабеля, что обойдется в 145 млрд рублей.
Как рассказал «Известиям» гендиректор СМАРТС Геннадий Кирюшин, управлять созданной инфраструктурой должен консорциум на базе государственно-частного партнерства. В него войдут все заинтересованные компании. Предполагается, что СМАРТС будет одним из инвесторов проекта.
В Минкомсвязи «Известиям» сообщили, что не занимаются поддержкой конкретных проектов коммерческих структур, но отметили, что обеспечение недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре — одна из ключевых задач министерства. И ее реализация будет способствовать решению проблемы цифрового неравенства.
— Минкомсвязи совместно с Минтрансом и Росавтодором прорабатывает решение, которое позволит операторам связи размещать волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) в зоне отвода автодорог, — добавили в пресс-службе Министертства. — В частности, в рабочих группах готовят изменения в соответствующие нормативно-правовые акты.
В «Ростелекоме» проект поддерживают.
— Сейчас держатели инфраструктуры могут применять ограничительные меры, увеличивающие сроки и затраты на строительство сетей связи, — сообщили в пресс-службе оператора. — Иногда операторам просто запрещают доступ. Есть проекты нормативно-правовых актов, убирающих искусственные преграды, но пока они остаются проектами.
Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева отметила, что строительство волоконно-оптических линий связи вдоль автодорог — актуальная тема. Вопрос в том, как именно может быть реализован подобный проект.
— Насколько нам известно, сейчас идет обсуждение вариантов его реализации, до завершения процесса давать какие-то прогнозы некорректно, — резюмировала она.
Упрощение доступа к размещению ВОЛС в отводах дорог может способствовать более эффективному развитию как мобильного, так и фиксированного доступа в интернет в российских регионах, считают в МТС.
Представитель «МегаФона» Юлия Дорохина сообщила, что компания поддерживает идею, позволяющую операторам самостоятельно, без привлечения третьих лиц, размещать кабели связи в полосах отвода автомобильных дорог.
Гендиректор исследовательской компании Telecom Daily Денис Кусков считает, что приход в регионы дешевых ВОЛС может вызвать демпинг тарифов на интернет — мелким региональным провайдерам придется бороться за выживание.
По данным аналитической компании iKS-Consulting, в III квартале 2013 года рынок ШПД для частных клиентов на 34% принадлежал «Ростелекому», 10% приходилось на долю «ЭР-Телекома», 9% — у «ВымпелКома», 8% — у МТС, 4% — у «ТрансТелеКома». 35% этого рынка занимали операторы из категории «Прочие».
Представитель подмосковного провайдера интернета, на условиях анонимности, заявил, что дешевые ВОЛС сильно ударят по их бизнесу. По его мнению, в некоторых регионах России местные фирмы могут прекратить существование.
Геннадий Кирюшин не скрывает, что приход инфраструктуры ВОЛС в регионы должен подстегнуть снижение цен на доступ в интернет. Но он считает, что местные провайдеры смогут арендовать линии связи у будущего консорциума.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» не смогли прокомментировать проект.
Владимир Зыков
Источник: Известия