За неделю до старта подписной кампании редакции газет в регионе получили письмо от ФГУП «Почта России» о повышении стоимости услуг доставки. В связи с этим председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Ольга Лоскутова сообщила на своей странице в социальных сетях о том, что информационное пространство Прикамья после 1 июля претерпит серьезные изменения:
«Как известно, Правительство РФ отказалось со второго полугодия 2014 года дотировать расходы «Почты России» на распространение печатных изданий. Поэтому тарифы на доставку взлетели стремительнее, чем доллар или евро в тревожные мартовские дни. В разных районах Прикамья рост цен составил от 50 до 250 процентов. Так, например, в Суксуне, где практически весь четырехтысячный тираж газеты «Новая жизнь» уходит в район по подписке, цена на доставку выросла с 125 рублей в первом полугодии до 287 во втором, то есть в 2,3 раза. Это значит, что полугодовая цена газеты с учетом каталожной составляющей составит более 500 рублей, что для сельского читателя запредельно дорого», – подчеркивает г-жа Лоскутова.
По словам председателя Пермской краевой организации Союза журналистов России, городская и районная пресса, планировавшая войти в новую подписную кампанию с 1 апреля, сейчас в замешательстве. «Объявить продажи по сложившейся на рынке цене – значит, потерять тиражи и серьезно сократить свою аудиторию. По разным оценкам, потери могут составить от 20 до 50%».
Г-жа Лоскутова, подчеркивает, что краевое руководство «Почты России» не намерено идти на уступки и проводить переговоры о снижении стоимости доставки.
В связи с этой ситуацией в краевом Союзе журналистов состоялось заседание президиума: «Не возникло вопросов в том, что мы должны поддержать местные газеты. По сути то, что происходит, – угроза существования профессии журналиста в малых городах», – говорит Ольга Лоскутова.
По итогам заседания было принято решение составить обращение губернатору края, депутатам Законодательного собрания, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, главам муниципальных образований.
«В обращении мы предлагаем органам власти следующие меры: обсуждение соответствующего вопроса на заседании совета глав муниципальных образований, комитета по государственной политике и развитию территории Законодательного собрания и потенциально на пленарном заседании краевого парламента. Главам территорий мы предлагаем проанализировать падение тиражей печатных СМИ в своих муниципалитетах и принять меры для того, чтобы это падение минимизировать. Главы, думаю, заинтересованы в сотрудничестве, поскольку для них местные газеты – это единственный способ донести информацию до жителей отдаленных поселений», – считает г-жа Лоскутова.
Некоторые печатные СМИ уже приняли решение отказаться от услуг «Почты России»: «Это преступление по отношению к партнеру», – комментирует увеличение стоимости доставки прессы Елена Орлова, главный редактор и директор лысьвенской газеты «Искра». «Сейчас спорить с «Почтой России» бесполезно. При той стоимости доставки, которую нам установили, проще всего отказаться от сотрудничества с ними», – подчеркивает г-жа Орлова и поясняет, что у «Искры» на протяжении последних десяти лет существует своя служба доставки, работу которой можно расширить на те территории, с которыми ранее работала «Почта России». «Наш «толстый» субботний номер выходит тиражом 14200 экземпляров, из них почта доставляет до читателей только 4000 экземпляров, остальное мы реализуем через киоски и разносим по почтовым ящикам с помощью своей службы доставки. В сельских территориях, куда раньше газету приносили почтальоны, мы можем создать свою сеть доставки. У нас есть люди, готовые работать в частном секторе», – резюмирует Елена Орлова.
Остальные газеты, имеющие свои службы доставки, скорее всего, поступят аналогично. Таких газет помимо «Искры», по словам Ольги Лоскутовой, в крае две – добрянская «Зори плюс», и «Березниковский рабочий».
Редактор газеты «Искра» считает, что для газет, выходящих в одном городе, в нынешней ситуации возможно объединить усилия и создать объединенный центр доставки. Эту идею поддерживает и председатель краевого Союза журналистов. Она уверена, что и районные печатные СМИ, имеющие читателей в сельских территориях, вполне могут создать свои службы доставки: «Введение своих служб доставки – трудоемко и отнимет много времени и средств у редакции. Однако на обсуждении вопроса с редакторами газет звучали мнения, что расходы на доставку можно уменьшить за счет работы с компаниями, занимающимися перевозками. Например, работать с автоперевозчиками или с бизнесом в сфере торговли».
Вопрос о выходе из сложившейся ситуации будет обсуждаться в краевом Союзе журналистов в начале следующего месяца: «На 3 апреля запланирована встреча главных редакторов печатных СМИ. Мы будем решать, какие меры готовы принять редакции газет», – резюмирует Ольга Лоскутова.
Подводя итог разговора, собеседники «bc» отмечают, что «кризис доставки» серьезно ударит по печатным СМИ. Елена Орлова говорит о «крахе мелких газет». Ольга Лоскутова утверждает, что в сложившейся ситуации часть СМИ может пойти на крайние меры: «В ряде редакций обсуждаются варианты по сокращению количества выходов газеты с трех раз в неделю до одного».
Максим Риттер
Источник: Business-class