Печатные средства массовой информации, подчеркнул докладчик, давно уже вышли за пределы того, что первоначально вкладывалось в сам этот термин. Сегодня непосредственно информационные издания составляют около 10% от общего объёма прессы. Вся остальная газетно-журнальная продукция не только и не столько представляет собой источник информации, сколько является носителем и пропагандистом широкой палитры иных знаний и интересов. Данный тезис подтверждается тем, что в России насчитывается более 50 тематических групп изданий, в которых публикуются материалы, освещающие различные стороны жизни общества, способные удовлетворить культурные, просветительские, познавательные, страноведческие, семейные, досуговые и т.д. запросы населения.
Д.В. Мартынов заметил, что в последние годы количество зарегистрированных в стране печатных изданий сокращается. В 2014 году их общее количество уменьшилось на 1,5 тыс. по сравнению с 2013 годом. Той же тенденции подвержены и электронные СМИ, численность которых в 2012 году составляла 22 тысячи, а в 2014 году - 21,5 тысячи зарегистрированных проектов. С рынка ушли невостребованные или убыточные средства массовой информации.
Вместе с тем, появились и новые печатные медиа. В 2013 году 28% новинок – это информационно-новостные или общественно-политические региональные СМИ, которые призваны отражать новости и жизнь регионов, городов России. Часть из этих изданий поддерживается региональными властями. 9% новых печатных медиа – это клиентские журналы как сегмента b2b, так и b2c. Достаточно много новых проектов выходит по тематическим группам – «Издания о здоровье», «Дача, сад, огород», «Недвижимость», «Детские издания», «Научно-популярные издания».
Процесс обновления ассортимента газет и журналов – общемировая тенденция рынка. Так, В 2013 году в Германии был достигнут новый рекорд по количеству новых периодических печатных изданий, вышедших на рынок. По данным Ассоциации немецких издателей журналов (VDZ) в Германии было запущено 117 новых изданий. Высокой популярностью у населения пользуются печатные издания о жизни региона, региональные гиды. На них пришлось 10% проектов 2013 года. Такого же показателя добились и новые проекты ниши клиентских изданий. Третьей группой по количеству новых изданий в Германии стали «Кулинарные издания» - 9% новых проектов от общего количества.
Несмотря на бурное развитие, «цифра» пока не предложила издательскому сообществу революционной и полноценной замены традиционной бизнес-модели. Новые информационные технологии, все более глубокое проникновение Интернета в жизнь читательской аудитории, удешевление разнообразных гаджетов способствуют развитию новых электронных СМИ, дают им огромные возможности для развития. Однако создать бизнес-модель СМИ с высокими доходами пока не удалось ни одной медиакомпании. Это вынуждает издателей во всем мире прибегать к оптимизации печатного контента, разрабатывать новые стратегии развития с использованием прошлых достижений и наработок.
Кроме того, на многих западных рынках сегодня происходит смена парадигмы – издатели вынуждены отказываться от некогда комфортной рекламо-центричной бизнес-модели и сосредоточиться на продажах. В этих условиях ядром медиакомпаний пока остаются печатные журналы, газеты, книгожурналы. При этом от развития электронных медиа ведущие издательские дома не отказываются.
В России наиболее динамично развиваются деловые и информационные электронные СМИ, которые демонстрируют качественный прорыв в способах и интенсивности доставки информации потребителям. Лидерство по трафику в 2012 и 2013 годах уверенно удерживает интернет-издание Lenta.ru, аудитория которого насчитывает около 11,3 млн. уникальных посетителей в месяц. На второй и третьей позициях, по оценкам экспертов, находятся электронные СМИ – «Комсомольской правды» и Газета.ру.
Д.В. Мартынов привёл сравнительный анализ доходности печатных и электронных изданий, присутствующих на информационных рынках России.
Рынок СМИ (без телевидения и радиовещания): по итогам 2013 года доходы печатных версий от распространения в розницу и по подписке оцениваются в 68 млрд. руб. против доходов от продаж в 0,2 млрд. руб. по электронным версиям.
Рынок «Реклама в прессе»: по данным АКАР, на рекламу в печатной прессе в 2013 году пришлось 37 млрд. руб. против 9 млрд. руб. в электронных СМИ.
Книжный рынок печатных версий специалисты Российского книжного союза оценивали по итогам 2013 г. в 50 млрд. руб., а рынок электронных книг – всего в 0,5 млрд. руб.
По данным докладчика, структура российского рынка распространения печатных СМИ по тиражу выглядит следующим образом:
42% тиражей печатных СМИ реализуется через киосковые сети, магазины и павильоны прессы или основные специализированные объекты;
14% тиражей реализуется через сети FMCG и минимаркеты на АЗС;
8% тиражей продается через вспомогательные специализированные торговые объекты прессы, а именно, лотки, стенды, вендинговые автоматы;
36% тиражей распространяется через подписку.
Всего на российском рынке функционирует 41,3 тыс. торговых объектов, распространяющих прессу в розницу. Количество киосков и павильонов прессы в России – чуть менее 30 тыс. Общая численность объектов, специализирующихся на торговле периодикой, сократилась за последние 9 лет на 29%. Практически ушли с рынка лотки и ручники. Сегодня их количество оценивается в 4700 объектов, из которых около 1000 приходиться на Москву. Порядка 4500 точек продаж прессы размещены в сетях FMCG. Весьма показательно, что рост их численности за последние 9 лет составил 125%.
Таким образом, сокращение общего количества объектов, в которых распространяется пресса, на 26% по отношению к 2004 году представляет собой одну из основных причин негативных трендов по объёмам продаж на российском рынке.
Впрочем, сказал Д.В. Мартынов, сокращение количество розничных точек продаж - это общемировая тенденция рынков печатных СМИ. В большинстве европейских стран наблюдается отрицательная динамика по их количеству. Исключением являются Германия и Великобритания, где количество объектов продаж более стабильно на протяжении последних пяти лет.
Принимая во внимание указанную выше тенденцию, надо отметить, что наиболее устойчивы (в тиражах и денежном выражении) рынки европейских стран со стабильной системой розничного распространения, которая гарантирует широкую доступность к точкам продаж информации. Самый высокий показатель обеспеченности населения объектами прессы в Европе отмечен в Германии и Польше. Здесь один такой объект приходится на 670 жителей, розничная норма потребления прессы в этих странах доходит до 45-46 евро в год на человека. В странах с уровнем обеспеченности ниже, чем одна точка на 2 000 жителей, значительно меньше и розничная норма потребления печатных СМИ. Она находится в пределах 30–35 евро в год на человека.
В России в настоящее время одна торговая точка приходится на 3 480 жителей, потому и уровень розничного потребления печатных СМИ в России невелик – 8 евро в год на человека.
Возвращаясь к анализу зарубежного опыта, докладчик отметил, что определённая устойчивость экономики систем распространения газет и журналов в европейских странах обеспечивается за счёт расширенного ассортимента, в котором значительное место отводится сопутствующим товарам. Так, по данным одного из ведущих игроков польского рынка, компании «Рух», на продажи печатной продукции приходится 20% выручки, на сопутствующий ассортимент – 80%. Порядка 37% поступлений даёт продажа табачных изделий, 24% - реализация билетов на общественный транспорт, 12% - продажа карт предоплаты различных услуг, остальные 7,5% - продажа продовольственных и непродовольственных товаров.
С учётом разнообразия ассортимента осуществляется модернизация форматов торговых объектов прессы. На начало 2014 года компания «Рух» установила 300 отдельно стоящих киосков нового образца. Модуль такого киоска разделен на зоны: пресса, холодильник с прохладительными напитками, кофейный автомат, снэковая продукция, табачная продукция и выкладка по остальным товарам. Подверглись модернизации павильоны с входом внутрь. Для повышения доходов от рекламы на киосках были установлены малоформатные щиты и другие носители рекламных плакатов.
В заключение президент АРПП перечислил необходимые, по его мнению, направления реформирования рынка, которые в интересах развития отрасли печатных СМИ необходимо осуществить на основе следующих принципов:
- модернизация розничных объектов прессы, расширение ассортиментного перечня объектов;
- вектор развития рынка распространения должен быть: «Пресса - везде!». Именно такой подход позволит сохранить объём рынка печатных СМИ России;
- поиск новых инструментов по удержанию подписных тарифов и роста подписных цен;
- выполнение нормативов приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 г. №197 во всех субъектах Российской Федерации.
Доклад Мартынова Д.В. вызвал оживленную дискуссию на конференции и в её кулуарах. Комплекс мер по модернизации рынка печатных СМИ России, предложенный президентом АРПП, нашел своё продолжение в докладах и выступлениях делегатов.
Медиаконференция АРПП продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП