Общие проблемы медиаотрасли России – на конференции АРПП в Таиланде

6 апреля 2014 года в г. Паттайя (Таиланд) прошло пленарное заседание XXVI медиаконференция АРПП, посвящённое общим проблемам медиаотрасли России.

Открывая первое пленарное заседание, председатель правления АРПП А.В.Оськин отметил, что конференция проходит в непростое время. В стране, по сути, разворачиваются необъявленные «боевые» действия против индустрии печатных СМИ. Наступление ведётся по разным направлениям: к продолжающемуся курсу на сокращение киосковой розницы добавились и весьма болезненные по своим разрушительным последствиям для института подписки решения по отмене субсидий на доставку подписных изданий населению. К сожалению, в результате такой политики усиливаются серьёзные проблемы у журналистов, полиграфистов, продавцов газет и журналов, создаётся информационная изоляция, из-за которой население теряет доступ к печатному слову.

С учётом этих реалий, подчеркнул А.В.Оськин, участникам конференции предстоит на пленарных заседаниях, в ходе работы «круглых столов» детально обсудить состояние дел в нашей отрасли, попытаться найти эффективные решения преодоления кризисных явлений. Представляется целесообразным по итогам дискуссий выработать предложения, с которыми обратиться к властям и медиасообществу в целях защиты издательского бизнеса, всех секторов системы распространения периодической печатной продукции в интересах российских граждан.

С докладом «Новые идеи, новые технологии и новые медиа на рынке печатных СМИ России 2014» выступил президент АРПП Д.В.Мартынов. Он охарактеризовал ситуацию на рынке печатных СМИ России. Представил сравнительный анализ динамики количественного и качественного изменения изданийи точек продаж прессы в России и за рубежом. Привёл данные об обеспеченности и нормах потребления газетно-журнальной продукции, структуре ассортимента торговых объектов по реализации прессы в нашей стране и в Европе. Особое внимание президент АРПП уделил вопросам модернизации киосков, оптимизации контента применительно к складывающейся конъюнктуре рынка потребления. Озвучил ряд принципов, на которых следует строить работу по дальнейшему развитию и реформированию медийного рынка. 

Актуальным проблемам медийного бизнеса посвятил свой доклад генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз», член правления АРПП Р.Н.Дорошенко. Он критически оценил нынешнее состояние отечественного рынка печатных СМИ, на котором происходит усиление негативных тенденций, обосновал необходимость перестройки деятельности операторов рынка. В частности, требуется изменить подход к организации дистрибуции. В этих целях в сетевых магазинах самообслуживания следует увеличить долю нишевых изданий, переориентироваться на развлекательные издания с высоким потенциалом продаж. Важно наладить процесс согласования действий между дилерами в диалоге с сетями. Необходимо добиваться соблюдения рекомендованных розничных цен, оптимизации ремиссии и т.д. Докладчик изложил ряд конкретных идей по развитию медиарынка России.

Генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» ИД Sanoma Independent Media Т.В.Шалыгина представила доклад «Издатель в современных условиях – задачи и перспективы развития». В своем выступлении она рассказала о новых издательский проектах своего ИД. Она активно поддержала мнение Р.Н.Дорошенко о необходимости укреплении взаимодействия между издателями и распространителями в целях развития рынка, улучшения экономики, налаживания взаимоподдержки. Т.В.Шалыгина также остановилась на интернет-проектах своего издательского дома, отметив, что все они находятся в тесном взаимодействии с печатными версиями, способствуют их продвижению на рынке. 

С докладом «Развитие кризисных явлений в системе розничного распространения печатной продукции в г. Москве за период 2010-2014 г.г.» выступил генеральный директор ООО «Столичная пресса» А.В.Федотов. Развитие кризиса розничной торговли в столице, по его словам, было спровоцировано властями города. В частности, этому способствовали: расторжение по инициативе префектур в одностороннем порядке договоров аренды земельных участков, отключение от киосков электроэнергии, демонтаж всех остановочных торговых модулей из зон остановок общественного транспорта.

Грубейшей ошибкой назвал докладчик то, что составление новой дислокации размещения объектов прессы было поручено чиновникам на местах, которые не являются специалистами отрасли распространения СМИ и не понимают её проблем. Завершая своё выступление, А.В.Федотов обозначил  первостепенные меры по выходу из кризиса в московском регионе, которые, по его убеждению, необходимо принять безотлагательно.

Представитель ООО «Пресса+» В.В.Иванов раскрыл тему «Вопросы совершенствования законодательства РФ в сфере печатных СМИ». Докладчик подробно остановился на поправках к действующему законодательству РФ в части стимулирования развития рынка, изложил оценку данной работы в АРПП  и в отрасли в целом.

Директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Т.В.Цыбина представила доклад «Новые проекты СМИ и новые технологии  за рубежом». На примере Германии, США, Канады, Франции, Бразилии, Норвегии и других стран она проанализировала предпринимаемые в этих государствах меры по сохранению и дальнейшему развитию традиционных СМИ, поиску новых ниш и новых форм подачи контента, отвечающих запросам потребителей, внедрению инновационных технологий на рынке распространения.

С интересом было встречено видеовыступление президента ООО «Хёрст Шкулев Медиа», члена правления АРПП  В.М.Шкулёва, который остановился на вопросах роли и места традиционных СМИ и каналов их дистрибуции в современных реалиях. По его оценкам, в мире высоких скоростей и современных коммуникаций печатная пресса по-прежнему является хорошим бизнесом. В качестве подтверждения этого тезиса он назвал запуск новых проектов, которые находят своего читателя. Главная мысль, которую В.М.Шкулёв провёл через всё своё выступление, заключается в том, что издатели и дистрибуторы должны быть честными партнёрами. Отказ от получения выгоды за счёт партнёра следует закрепить в качестве основного принципа сотрудничества. Само сотрудничество должно концентрироваться на создании условий для предоставления читателю затребованного им продукта по качественному каналу доставки. Снижение реализации тиражей изданий,  по мнению В.М.Шкулёва,  во многом объясняется сокращениемчисла торговых точек.

Генеральный директор ООО «Северо-Западное Агентство «ПРЕССИНФОРМ» А.А.Филатов представил анализ конкретной ситуации с попыткой рейдерского захвата бизнеса. Он высказал ряд рекомендаций издателям и дистрибуторам прессы в части защиты своего бизнеса от криминала и коррумпированных чиновников. 

Выступление А.А.Филатова вызвало большой интерес у участников конференции. Докладчик ответил на многочисленные вопросы собравшихся. 

В завершении первого дня работы конференции состоялся открытый дискуссионный диалог экспертов рынка на тему: «Почему в последнее время в России появляется мало новых издательских проектов?». Модератором дискуссии был председатель правления АРПП А.В.Оськин. Ведущий оппонент со стороны издателей, управляющий субхолдинга «Логос ДИСТРИБЬЮШЕН» А.Я.Листевники и ведущий оппонент со стороны распространителей, генеральный директор ЗАО «Сейлс» А.Н.Богданов, поделились своими мнениями относительно предложенных к обсуждению вопросов, затрагивающих ситуацию на журнальном рынке России и зарубежных стран.

Медиаконференция продолжает свою работу.

Пресс-служба АРПП 


Президиум XXVI медиаконференции


Дмитрий Мартынов, президент АРПП


Роман Дорошенко, генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисез»


Участники конференции


Участники конференции


Татьяна Шалыгина, генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» ИД Sanoma Independent Media


Алексей Федотов, генеральный директор ООО «Столичная пресса»


Вадим Иванов, представитель ООО "Пресса+"


Участники конференции


Татьяна Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр»


Алексей Филатов, генеральный директор ООО «СЗА «ПРЕССИНФОРМ»


Участники конференции