Свое выступление докладчик начал с того, что инновации, а на рынке печатных СМИ – это новые издательские проекты и новые технологии, обеспечивают возможность роста, повышение экономической эффективности отрасли. Инновации необходимы отрасли в любой экономической обстановке. Даже экономический спад необходимо использовать как отличный повод для пересмотра направлений инвестиций в инновационные разработки. Кризис побуждает искать новые возможности для роста. Можно привести немало примеров того, как в крайне нестабильной обстановке рождались поистине революционные инновации.
В качестве положительного примера развития рынка печатных СМИ с точки зрения новых проектов Т.Цыбина привела рынок Германии. В Германии количество новых журналов в квартал составляет от 20 до 30 изданий. Ежегодное обновление рынка находится на уровне 2%. А в 2013 г. зафиксировано рекордное обновление в 117 печатных изданий. Тиражи первых выпусков новых изданий – в среднем 70 тыс. экземпляров (колеблются от 10 тыс. до 200 тыс.). Цена нового номера издания - в среднем 5-8 евро. Много новых изданий в Германии посвящено жизни регионов, или это региональные гиды. На них приходиться 10% всех новых издательских проектов в Германии. Тираж региональных проектов колеблется от 10.000 до 30.000 экз., цена в среднем около 2-3,5 евро. 10% всех новых издательских проектов Германии – это клиентские издания сегментов b2b и b2c.
Т. Цыбина отметила, что активный поиск новых ниш на рынке печатных СМИ ведется и на рынке США. Ежемесячно американскому читателю предлагается около 35 новых издательских продуктов. Всего в 2013 году на рынок было выпущено 846 новых изданий в печатной версии. 70-80% новых проектов на американском рынке приходиться на книгожурналы и спецвыпуски. Остальные 20-30% новых проектов рынка США – это традиционные периодические издания. Так, в США Hearst был запущен проект Dr. Oz The Good Life и журнал для молодых женщин — Branché. Премиум-сегмент отметился проектом Austin Way от старейшего издательства Niche Media. На рынок США вернулся обновленный Newsweek, который теперь находится в руках International Business Times. В Бруклине был запущен журнал с педагогическим уклоном для пап-хипстеров. Миссия издания – изучение отцовства через эссе, интервью и зарисовки о творческих людях (художниках, артистах, представителей креативного класса, которые являются отцами).
Продолжая тему, Т.В.Цыбина перешла к рынку Канады, который развивается по аналогичному тренду с США. В качестве нового издательского проекта, который заслуживает внимания, она привела проект кулинарного издания Fresh Juice, в котором публикуются только полезные и экологически чистые рецепты. Журнал имеет периодичность 6 раз в год, его аудитория – работающие родители с детьми, он имеет яркий дизайн, большое количество инфографики и фотографий. Журнал развивает стратегию 360 градусов при продвижении контента, рецепты печатаются в бумажной версии, размещаются на сайте, в социальных сетях и т.д.
Далее докладчик остановился на интересном опыте французского рынка печатных СМИ, а именно, на новом еженедельном издании Le 1, которое запустило издательство газеты Monde в апреле 2014 года. Издание выходит в печатной и электронной версии. В каждом номере еженедельника освещается всего одна актуальная тема путем публикации различных точек зрения, свежих и архивных материалов. Ставка делается на интересную и актуальную информацию, которую будет обсуждать необычная команда авторов, публикуются в газете и статьи за подписью «громких» имен. В газете нет рекламы, она выходит на бумаге высшего качества. Планируемый тираж для выхода на точку безубыточности – 30 тыс. экз.
Особое внимание Т.В.Цыбина в своем докладе уделила набирающим популярность за рубежом книгожурналам, которые представляют собой сборники статей одной тематики. Она привела данные компании Mag Net, согласно которым в США 10% розничных продаж глянцевых журналов приходиться на книгожурналы. Тиражи книгожурналов растут в среднем на 10% в год. В 2013 году проданные тиражи достигли 30 тыс. экз., годовой рост рынка составил 3%. Средняя розничная цена книгожурнала в 2013 году составила $12,1. В период с 2008 года по 2013 год цена увеличилась почти на 20%.
Т.В.Цыбина отметила, что самой востребованной нишей книгожурналов являются кулинарные издания. В США был издан книгожурнал Allrecipies, который содержал более 300 рецептов с практическими советами. В Германии – кулинарный книгожурнал Lecker. Поводом запуска нового продукта стал 10-летний юбилей журнала. Под названием «Вкуснее не бывает!» 124-страничный книгожурнал поступил в продажу по розничной цене в 6.50 евро.
От новых издательских проектов докладчик перешел к новым идеям и новым технологиям, которые были использованы в прошлом году на зарубежных рынках. Бразильский журнал Veja Rio использовал солнечные батареи внутри печатной рекламы. Это было сделано в рамках рекламной кампании линии Nivea Sun по уходу за кожей на солнце. В журнале была размещена печатная рекламная страница, которая включала в себя ультратонкую солнечную панель и USB-разъем. Компания прошла под девизом: «Читатель не должен терять ни одной солнечной минуты – заряди свой телефон!!!».
В качестве новых технологий на рынке распространения прессы Т.В.Цыбина привела пример с розничной сетью Narvessen (Норвегия, 370 точек), которая запустила приложение для смартфонов с широким функционалом - Narvessen APP. В приложении:
- Аннотация всех журналов из ассортимента сети Narvessen
- GPS поиск ближайшего магазина или торговой точки в ассортименте, которой есть тот или иной журнал
- Информация о спецпредложениях и купоны на скидку
- Подробная информация об услугах, предоставляемых в торговой сети.
В США и Канаде, продолжила Т.В.Цыбина, новые технологии на рынке распространения прессы внедрила компания OTG. Она установили iPad со специализированным ПО в терминальных зонах (выход на посадку) и в собственных ресторанах. iPadы имеют бесплатный доступ в Интернет. С них пассажиры могут сделать заказ периодики, книг и других товаров из ассортимента компании, а сотрудники OTG доставят заказ к планшету, с которого совершен заказ.
Т.В. Цыбина представила широкий обзор новых идей от издателей и распространителей прессы за рубежом, который, безусловно, будет полезен российским компаниям. Доклад вызвал активную дискуссию участников конференции.
Пресс-служба АРПП