Это повышение было объявлено в середине марта 2014 года, накануне начала подписной кампании на второе полугодие 2014 года, из-за чего каталоги подписных агентств с конечными подписными ценами должны прийти в почтовые отделения лишь к 20 апреля. Издатели также не успели своевременно скорректировать свои каталожные цены, не получив своевременную информацию о новых тарифах. Повышение тарифов привело к росту конечных подписных цен, особенно значительному для региональных изданий. Большинство участников рынка единодушны в том, что прежней дешевой подписки больше не будет. Но вот по поводу того, что возникнет на ее месте, мнения участников конференции разошлись…
Начало «дню подписки» положил доклад А.Я.Листевника, управляющего субхолдинга «Логос ДИСТРИБЬЮШЕН», представившего обобщенный взгляд на изменения, происходящие на рынке прессы в России. По его мнению, существует два ответа на стагнацию тиражей печатной прессы. Одни издатели начинают экономить на маркетинговом продвижении своих изданий. Другие – активно запускают новые проекты, обновляя свой ассортиментный портфель. Второй сценарий поведения, по мнению Листевника, говорит о том, что новые проекты на рынке прессы по-прежнему могут быть успешными. А значит, рынок имеет перспективы для развития, как в сегменте подписки, так и в сегменте розницы.
Доклад генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать» Р.Т.Терекбаева, напротив, исходил из пессимистической оценки ситуации на рынке подписки. По его мнению, подписка (и рынок прессы в целом) находятся в состоянии системного кризиса, усугубляемого отсутствием на рынке ярко выраженных лидеров. В этих условиях спасти ситуацию может приход на рынок профессионального арбитра, способного мобилизовать внутренние резервы отрасли. Р.Т.Терекбаев предложил Ассоциации распространителей печатной продукции стать таким арбитром.
Своеобразным ответом на доклад руководителя агентства «Роспечать» прозвучало выступление председателя координационного совета Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы В.В.Керова, рассказавшего о работе Альянса по защите интересов участников рынка подписки. Сегодня в Альянсе активно работают 76 издателей и распространителей прессы. Их совместными усилиями разработана Программа поддержки и развития подписки в России, в которую входят меры по организации всероссийских рекламных кампаний по продвижению среди населения подписных услуг и привлечение спонсоров для проведения благотворительной подписки.
Доклад руководителя департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Д.А.Усанова был посвящен мерам национального почтового оператора, направленным на поддержание тиражей печатной прессы за счет развития ее розничных продаж в отделениях почтовой связи. Почта России планирует создать единый формат торговой точки прессы, называемый «корнером». Оснащенные современным торговым оборудованием, эти торговые точки будут продавать прессу более активно, чем сегодня. Активное участие издателей в модернизации розничных точек торговли прессой в почтовых отделениях ускорит программу их переоборудования и сделает ее более эффективной. Новые розничные точки продаж прессы станут важной составной частью проекта создания «идеального почтового отделения», разрабатываемого новым руководством ФГУП «Почта России».
Генеральный директор ООО «Книга-Сервис» С.Н.Маленков обратил внимание участников конференции на то, что новые почтовые тарифы сделали более выгодной доставку прессы бандеролями. Во всяком случае, начиная с 4-й тарифной зоны, издание весом 400 грамм и выше при отправке бандеролью будет стоить дешевле, чем аналогичное издание, идущее к подписчику по каналу карточной системы доставки. Маленков предположил, что в складывающихся условиях адресная система доставки прессы станет доминировать над карточной.
Исполнительный директор ИД «Собеседник» С.В.Цыганов в своем видеообращении к участникам конференции призвал издателей и распространителей прессы объединить усилия для возвращения субсидий ФГУП «Почта России» на компенсацию убытков от предоставления услуги по доставке газет и журналов подписчикам. Возрастание цен, заметил С.В.Цыганов, приведёт к падению тиражей, поскольку жители в провинции будут не в состоянии приобретать периодику по новым высоким ценам. Со снижением подписного тиража сократится и общий тираж издания, а себестоимость возрастёт. Начнутся банкротства и закрытия изданий. Острее всего эта ситуация отразится на изданиях, распространяемых преимущественно по подписке – детских, специализированных, региональных общественно-политических.
Руководитель Службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП) В.А.Дворянов обратил внимание собравшихся на то, что рост почтовых тарифов и подписных цен делает актуальным вопрос создания подписки для среднего класса и молодежи. Представители этих групп населения читают сегодня главным образом в интернете, не видя для себя достойного предложения на рынке печатной прессы. Кроме того, В.А.Дворянов рассказал о достижениях агентства в создании новых методов продвижения подписки: развитии интернет-магазина vipishi.ru, работе над созданием цифровых киосков для Apple AppStore и Google Play.
В.И.Лебедев, коммерческий директор ИД «КроссМедиа», представил презентацию о деятельности своей компании и запуске новых проектов. У этого издательского дома сегодня 22 успешно развивающихся издания. Особенно успешно развивается развлекательно-познавательный проект «Ума Палата». В каждом из его номеров, кроме сканвордов, публикуются истории из жизни выдающихся деятелей культуры, звезд эстрады и исторических личностей. На основе издания «Ума Палата» создан ряд специальных выпусков. Например, «Ума Палата. Кросс олимпиада», посвященный Олимпийским играм.
В заключение своего выступления В.И.Лебедев предложил участвующим в конференции распространителям принять участие в викторине. Ее вопросы были связаны с историей и сегодняшним днем медиарынка России и зарубежных стран. Викторина имела большой успех. Победителем викторины стал генеральный директор ООО «Трейдинг-Пресс» С.А.Корсачев. Ему был вручен приз – путевка на 2 лица для поездки в Турцию с оплатой проживания в 5-ти звездочном отеле.
В работе второго дня конференции приняли активное участие руководители организаций-новых членов АРПП, получившие свидетельства о вступлении в Ассоциацию во время проведения мероприятия. Это А.П.Бабоян, генеральный директор ЗАО «ОрелРоспечать» и И.В.Верстунин, ИП «Верстунин И.В.» (Пенза).
Кроме того, президент АРПП Д.В.Мартынов поздравил с днем рождения управляющего ГК «Толока» Кононова О.В. и вручил ему памятный подарок – скульптурное изображение Будды с короной в виде кобр.
Конференция АРПП продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП
Арнд-Фолькер Листевник, субхолдинг «Логос ДИСТРИБЬЮШЕН»
Руслан Терекбаев, ОАО «Агентство «Роспечать»
Вячеслав Керов, Альянс в поддержку подписки на газеты и журналы
Дмитрий Усанов, ФГУП «Почта России»
Сергей Маленков, ООО «Книга-Сервис»
Владимир Дворянов, ООО «Межрегиональное агентство подписки»
Антон Волков, ООО «Юнайтед Пресс» ИД Sanoma Independent Media
Алексей Федотов, ООО «Столичная пресса», и Алла Игнатьева, ЗАО «Пресса для Всех»
Виталий Лебедев, ИД «КроссМедиа»
Победитель викторины от ИД «КроссМедиа» - С.А.Корсачев, генеральный директор ООО «Трейдинг-Пресс» (слева)
Поздавление с днем рождения Олега Кононова, управляющего ГК "Толока"