«Бюджет большой. В сравнении с предыдущими годами он меняется незначительно, но теперь мы его используем оптимально», — заявил Емельченков. Сейчас, по словам топ-менеджера, «Почта» получает почти в 2 раза большую отдачу от инвестиций в ИТ, тогда как ранее эти средства использовались неэффективно, а в самой «Почте» процветала коррупция.
«С «Почтой России» за все время ее существования сотрудничало всего пять поставщиков ИТ-услуг. Сейчас мы открыли ворота для всех, отслеживаем откаты. Если мы ловим кого-то на откате, то сотрудника «сажаем», а с этой компанией больше никогда не работаем. Мы уже сэкономили миллиарды рублей на том, что закрыли такие каналы», — заявил Емельченков. Сообщить названия пяти поставщиков ИТ-услуг он отказался.
Напомним, до прихода в «Почту» Сергей Емельченков занимал руководящие должности по направлению ИТ в компаниях «Марс», «СуалХолдинг», «Ренова-финанс» и «КЭС». «Меня пригласили из «большого бизнеса», чтобы сделать «Почту» коммерческой структурой», — говорит Емельченков.
Предыдущий заместитель гендиректора «Почты России» по ИТ Андрей Хоробрых(работал на этой позиции с апреля по декабрь 2013 г.) сказал CNews, что «вынужден прокомментировать слова Сергея Емельченкова». Сделанное заявление он считает голословным, непрофессиональным и оскорбляющим предшественников.
«Возможно, коллега не удосужился изучить историю автоматизации почты и конкретно «Почты России» за последние 10 лет, а потому не может оценить эффективность или неэффективность развития ИТ. Между тем, на «Почте» создано и работает ПО, которое обеспечивает большинство производственных и финансовых процессов», — утверждает Хоробрых.
Делать заявления о коррупции и откатах необходимо с упоминанием материалов судебных дел, а в ином случае нужно быть готовым к искам о клевете, заявил предыдущий ИТ-директор. Утверждения об «открытых дверях», добавляет Хоробрых, должны подтверждаться «новыми проектами, которых не видно, и расширением списка ИТ-поставщиков, а не их перетасовкой».
По словам Сергея Емельченкова, в его ведении сейчас находится около 15 крупных проектов, реализовать которые планируется в ближайшие два года. Часть проектов касаются обслуживания клиентов почтовых отделений, в частности «Почта» занимается внедрением системы фронт-офиса, а также разворачивает решение для многоканальных центров обслуживания клиентов в партнерстве с Oracle. Другие проекты связаны с автоматизацией и оптимизацией логистических систем.
Также «Почта России», по словам ИТ-директора, постепенно отказывается от собственных ЦОДов и переходит на работу по модели аренды вычислительной инфраструктуры (IaaS). Кроме того, предприятие нацелено на создание и автоматизацию финансовых сервисов и через некоторое время планирует получить банковскую лицензию. «Мы хотим правильно эксплуатировать тот контакт с потребителем, который у нас есть, чтобы удвоить количество продаж», — отметил Емельченков.
Активные работы, по словам Емельченкова, ведутся и в направлении электронных госуслуг. В ближайшее время «Почта России» совместно с четырьмя государственными ведомствами запустит пилот по предоставлению электронных госуслуг. Подробности данного проекта пока не раскрываются.
Наконец, предприятие планирует стать основным игроком в сфере юридически значимого документооборота: «Конечные отношения государства с юридическим или физическим лицом мы будем переводить в электронный вид». К концу 2014 г., рассказал Емельченков, «Почта России» планирует запустить сервис, благодаря которому любой гражданин в личном кабинете на портале «Почты» сможет увидеть все письма от Федеральной налоговой службы, Пенсионного Фонда, ГИБДД и других государственных и окологосударственных организаций.
Внедрение ERP-системы, как и ряд других ИТ-проектов, начатых предшественниками, Сергей Емельченков приостановил. О планах внедрения ERP еще во время работы Андрея Хоробрых — в сентябре 2013 г. — сообщал замминистра связи Михаил Евраев, курирующий «Почту». «ERP сейчас не является ключевой системой для «Почты» — фокус сделан на клиентские сервисы и логистические системы», - заявил CNews Емельченков.
Евраев говорил, что одна из главных проблем "Почты" — это отсутствие единой информационной системы, в которой должны работать центральный офис почты и все филиалы. Внедрение такой системы, по его словам, должно было начаться в ближайшие полгода.
О партнерстве «Почты России» по проекту ERP с SAP писало государственное информагентство ИТАР-ТАСС, ссылаясь на слова президента группы компаний R-Style Василия Васина. Нынешнее заявление ИТ-директора «Почты России» в R-Style комментировать отказались, сославшись на то, что не имеют контракта с «Почтой».
Источник CNews, знакомый с ситуацией в «Почте России», говорит, что обоснования и расчеты касательно внедрения SAP ERP или аналогичной системы готовились много лет, но окончательного решения, оформленного в соответствии с нормативными актами, так и не было принято.
Бывший топ-менеджер "Почты России", информированный о планах внедрения ERP, говорит, что вопрос внедрения SAP прорабатывался с 2005 г., тогда же начались и переговоры с руководством этого вендора. К 2013 г., по его словам, на повестке дня стояли проекты автоматизации на базе SAP кадрового блока и подразделения, занимающегося материально-техническим обеспечением.
Мария Коломыченко
Источник: CNews.ru