В прошлогодних рейтингах свободы прессы, составленных организацией «Репортёры без границ» и «Freedom House», Беларусь оказалась соответственно на 157 (из 179) и на 193 (из 197) месте. Как сообщают авторы доклада, ссылаясь на белорусские организации по защите прав человека, в местных тюрьмах в настоящее время находятся одиннадцать политзаключённых.
Пресса и телевидение
Как сказано в докладе, основным источником получения информации у белорусов являются телевизионные новости, которые смотрят около 98,4% лиц в возрасте старше пятнадцати лет. Из 262 зарегистрированных телевизионных и радиостанций 178 являются собственностью государства (что составляет 68% от общего их количества). В настоящее время в стране не функционирует ни один независимый вещатель – редакции независимых станций расположены за пределами Беларуси. Телевизионный канал «Белсат», например, осуществляет вещание из Польши после того, как представители белорусской власти запретили ему открыть офис на территории страны. Авторы статьи заметили слабый свет в туннеле в виде решения, касающегося открытия редакции «Еврорадио» в Минске. В 2012 году «Еврорадио» было самой популярной зарубежной радиостанцией, вещающей в стране, – её принимало 3,3% белорусских слушателей.
В отличие от сектора телевидения и радиовещания пропорции собственности на рынке печатных СМИ выглядят совершенно иначе – большинство, то есть 1146 из 1556 изданий находятся вне орбиты государственного бюджета. Тем не менее, на рынке (как на общенациональном, так и региональном) существует небольшое количество (менее 30) периодических изданий, затрагивающих социальную и политическую проблематику. В свою очередь, правительственные субсидии для государственных ежедневных газет составят в 2014 году около 20 миллионов злотых. Авторы доклада отмечают, что была зафиксирована практика продажи независимым медиа бумаги и типографских услуг по более высокой цене.
Авторы доклада также отмечают, что имеют место случаи непосредственного вмешательства государственных чиновников с целью ограничения продажи конкретных изданий. В период, предшествовавший президентским выборам 2006 года, несколько десятков изданий были исключены из каталога Белорусской почты и торговой сети «Белсаюздрук». В качестве официальной причины отказа представители власти, как правило, называют «финансовую непрозрачность» издателей.
Свобода в Интернете
Проблемы с публикацией печатных изданий в определённой мере решает Интернет, куда перемещается часть независимых медиа. По подсчётам 4,85 миллиона белорусов в возрасте старше 15 лет имеет доступ к Интернету, а 80% из них пользуется им как минимум один раз в день. Интернет свидетельствует о том, что белорусы отдают себе отчёт в провластной пропаганде на телевидении или в прессе – независимые интернет-издания пользуются большей популярностью, чем рупоры государственной пропаганды. Из десяти самых популярных информационных порталов в Беларуси в ноябре 2013 года шесть оставались независимыми, три подпитывались российским капиталом, а государственные медиа были представлены только телевизионной службой CTV (ctv.by). Авторы отчёта обращают внимание на значительное присутствие российских порталов на белорусском рынке интернета – четыре из шести наиболее популярных в Беларуси порталов – российские, в частности, Mail.ru (аналог польских Onet, Interia или Wirtualna Polska), Yandex.ru (аналог Google), а также социальная сеть Vkontakte (аналог Facebook), которой пользуется 72,5% белорусских пользователей Интернета.
В докладе представлены материалы, публиковавшиеся в шести прозрачных Интернет-порталах и газетах (трёх государственных и трёх независимых). В результате их сравнения был сделан вывод, что самое серьёзное различие между про- и антиправительственными медиа связано с отражением проблемы прав человека в Беларуси, а также с публикациями об общественных инициативах и деятельности оппозиции. Крупнейшее государственное информационное агентство БелТА в течение месяца напечатало только две статьи на эти темы, в то время как частная информационная компания БелаПАН – 63. Почти с одинаковой частотой публиковалась информация о Таможенном союзе и сотрудничестве с Россией (соответственно 62 и 63 материала), но независимая БелаПАН значительно чаще писала о Евросоюзе и Восточном партнёрстве (42 по сравнению с 22), а государственное агентство БелТА чаще информировало о сотрудничестве с третьими странами – такими, как Эквадор, Китай, Сирия или Куба (соответственно 23 и 7).
Ограничение свободы прессы в правовом контексте
Правовые рамки свободы прессы определяются принятым в начале 2008 года законом «О средствах массовой информации». В соответствии со статьёй 13 этого закона издатели печатной продукции, тираж которой превышает 299 копий (в случае аудио- и видеоматериалов порогом считается 10 копий произведения), должны пройти двухуровневую процедуру регистрации – сначала необходимо получить статус юридического лица, а затем быть внесенным в реестр СМИ.
Основным барьером на пути свободы прессы, по мнению авторов доклада, является требование, чтобы редакторы – основатели издания имели высшее образование и как минимум пятилетний опыт работы. В течение 2010-2012 годов Министерство информации дало 105 отрицательных ответов, касающихся регистрации потенциальных издателей СМИ.
Авторы также обращают внимание на статью 51 закона, в соответствии с которой Министр информации или прокурор может подать в суд заявление о закрытии медийного предприятия после предварительного направления двух (а в некоторых случаях даже одного) письменного предупреждения о нарушениях, даже мельчайших. Как это предписание используется на практике? В 2010-2012 годах Министр информации направил 180 официальных предупреждений, в результате чего над двумя независимыми газетами («Народной волей» и «Нашей нивой») нависла угроза закрытия. Судебные дела издателей этих двух газет были описаны в докладе в рамках расширенного ситуационного анализа.
В Беларуси до сих пор нет правовых актов на уровне закона, которые регулировали бы деятельность СМИ в Интернете. Правда, закон 2008 года «О средствах массовой информации» требует регистрации «средств массовой информации, распространяемых через Интернет», однако он не содержит их дефиниций. В связи с этим власть заполняет юридические пробелы, издавая акты более низкого уровня, а это способствует неопределённости права и создаёт огромное поля для злоупотреблений. Авторы доклада отмечают следующие неопределённые законом требования, которые должны выполнять издатели в Интернете:
•белорусские порталы, предоставляющие услуги гражданам Беларуси, должны находиться под доменом .by и физически хостироваться на серверах, расположенных на территории страны;
•клиенты интернет-кафе обязаны предъявить документы перед тем, как воспользоваться Интернетом;
•поставщики Интернета обязаны установить систему SORM (система оперативно-розыскных мероприятий), которую использует полиция; более того – они должны хранить данные о деятельности клиентов;
•существует т н. «список ограниченного доступа» – доступ до сайтов, которые в него попадут, становится невозможным с уровня компьютеров, находящихся в офисах государственных органов, образовательных учреждений, публичных библиотек и т.п.
В период подготовки доклада власти Беларуси работали над изменением законодательства с тем, чтобы наиболее влиятельные интернет-издания получили статус средств массовой информации.
Полностью отчёт можно найти здесь.
Lukasz Szoszkiewicz
Перевод с польского: Людмила Слесарева
Источник: EastBook.eu