Киосковые сети за рубежом реализуют прессу эффективно и прибыльно

На пятый день XXVI медиаконференции АРПП в Таиланде продолжилось обсуждение вопросов, связанных с современными технологиями  и перспективами развития отрасли печатных СМИ. 

С докладом «Киосковые сети на европейских рынках или ассортимент киосков прессы за рубежом» выступила Т.В.Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр». 

Т.В.Цыбина представила анализ доли киосков прессы в системе распространения европейских стран. Наиболее близка к российской системе распространения прессы – австрийская, где киоски составляют 52%  от всех объектов по распространению прессы, а также польская, испанская и итальянская системы дистрибуции прессы. Если рассматривать статистику в абсолютных числах, то наибольшее количество киосков, без учета России,  находится на территории Испании – 24,8 тыс. киосков, чуть меньше киосков в Польше – 19,7 тыс. 

Ни в одной стране мира, продолжила Т.В.Цыбина, пресса не способна обеспечить продавцу достаточный доход. Поэтому точки продаж печатного продукта всегда развиваются по одному из двух вариантов – либо принимая стороннюю финансовую поддержку (от издателя, рекламодателя или государства, преследующих собственные цели), либо вводя в свой ассортимент дополнительные товарные группы. Государство, допуская определенную свободу в вопросе ассортимента, оказывает вместе с тем существенную помощь, не неся затрат, но получая выгоду в виде увеличения налоговых поступлений.

Примером реализации первого варианта является Франция. Гораздо чаще реализуется второй вариант – с введением широкого спектра сопутствующих товаров в ассортимент киоска – Германия, Италия, Польша, Испания, Австрия и другие страны.

Рассказывая о киосках прессы во Франции, Т.В. Цыбина привела данные по господдержки сегмента.  На начало 2013 года в Париже насчитывалось 337 киосков прессы, во всей Франции – 586. Киоски принадлежат независимым коммерсантам, но установку, техническое обслуживание, а также размещение платной рекламы на киосках осуществляет компания MediaKiosk. Субсидии, выделяемые киоскам, весьма значительны: в 2009 году они составляли до 4 000 евро на киоск, в 2011 – от 1 500 до 2 000 евро, в 2013 – примерно 2 000 евро на киоск. Причем прямыми субсидиями дело не ограничивается: можно получить еще возмещение средств при модернизации киоска (до 5 600 евро), при покупке нового торгового оборудования (3 900 евро). Пользуются киоски и налоговыми льготами, налог с продаж для них составляет 2,1% при общей ставке в 20%.

Вместе с тем, деятельность газетного киоска во Франции жестко регламентирована, в том числе и в части ассортиментной политики. Так, долгое время киоски принуждали принимать на реализацию все издательские продукты без исключения, что приводило к затовариванию точек и огромным возвратам. Чтобы отменить это правило, пришлось приложить немало усилий. 

Сегодня требования к ассортименту киосков заключаются в ограничении списка допустимых к реализации товаров. Этот перечень во Франции – один из самых коротких в мире: пресса, книги, канцелярия, снэковая продукция.

Далее Т.В.Цыбина перешла к системе распространения прессы в Австрии, где основной канал – это табачные киоски. На них приходиться 52% от общего количества объектов распространения прессы и через них реализуется 43% тиражей. В настоящее время в Австрии насчитывается около 2700 отдельных табачных киосков, а также 4100 табачных точек, существующих в комбинации с розничным бизнесом, например, киоски в торговых центрах.

Табак и пресса в Австрии, отметила Т.В. Цыбина,  являются неразделимыми товарными группами. Точки продаж, имеющие в ассортименте прессу, в 80% случаев торгуют и сигаретами. И наоборот. В ассортимент сети киосков TabakTrafik наравне с табачной продукцией входит пресса, а также открытки, канцелярские принадлежности, билеты на общественный транспорт, почтовые марки и т.д. Причем ассортимент печатных СМИ в них доходит до 500 наименований, что иногда больше, чем во многих супермаркетах. Но по закону табачные киоски не имеют права продавать напитки, кондитерские изделия, другие  продукты питания. В Вене ассортимент табачных киосков с  приставкой «Plus» шире.Там продают билеты на мероприятия от двух крупнейших австрийских систем бронирования билетов, билеты на самолет, в театры, ваучеры на ужины в рестораны.

Рассказывая о киосках прессы Германии, Т.В.Цыбина  привела данные опроса, проведенного компанией Valora Retail Deutschland, по востребованности ассортимента киосков прессы. Так, согласно опубликованным данным, немцы идут в киоск для того, чтобы купить прессу -  75% опрошенных. На втором месте по востребованности находятся почтовые и телефонные услуги, этими услугами пользовались 60% опрошенных. Прохладительные напитки покупали в киосках   75% респондентов. Далее, в порядке убывания, идут следующие ассортиментные группы: сигареты и табак – 48% опрошенных, снэки и жевательная резинка – 47%, канцелярия – 12%.

По мнению Т.В.Цыбиной, Польша является одним из лидеров по разнообразию ассортимента товаров и услуг, представленных в киоске прессы. Компания «Рух» сегодня модернизирует свои объекты и насыщает их дополнительным ассортиментом и услугами.  В  ассортимент включены и табак, и прохладительные напитки, и бытовая химия, в части киосков – безрецептурные лекарственные препараты. Также значительно широк и перечень оказываемых киоском услуг: от подписки до выдачи интернет-заказов.

 В Латвии велико разнообразие торговых точек, где можно купить прессу: специализированные магазины, киоски, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, минимаркеты на АЗС, несетевые магазины, лотки. На киоски приходиться 25% от всех объектов по распространению прессы.

Далее Т.В.Цыбина рассказала о киосковых сетях в Прибалтике и скандинавских странах.  Одной из крупнейших международных киосковых сетей в мире является киосковая сеть R-kiosk, которая  принадлежит норвежской компании Ретейн Сервисхендел (Reitan Servicehandel). Сегодня она включает 650 киосков/павильонов в Финляндии и 108 киосков/павильонов в Эстонии. Располагаются R-киоски/павильоны на пересечении транспортных потоков, на оживленных улицах города. Площадь торговой точки – 8-12 кв.м. 

Ассортимент киоска - это пресса (300-700 наименований газет и журналов), книги, табак, лотерейные билеты, билеты на общественный транспорт, карты предоплаты, товары импульсной покупки.  Также киоски прессы занимаются реализацией лицензий на рыбалку, что актуально для Финляндии и удобно для рыбаков.

Павильоны сети R-kiock имеют еще более широкий ассортимент, т.к. их площадь позволяет его расширить. В павильонах можно приобрести также готовые блюда, закуски, безалкогольные напитки, пиво и сидр. Павильоны R-kiosk предоставляют услуги по выдаче заказов из интернет-магазинов, по предоплате мобильных телефонов, лицензий на рыбалку, продаже билетов на общественный транспорт, по заказу экскурсий, курьерские услуги и финансовые услуги: перевод  денег, оплата налогов. В Финляндии у киоска/павильона можно подключиться бесплатно к интернету и получить готовый паспорт.

В заключении Т.В.Цыбина проинформировала участников конференции о первых в мире киосках по продаже журналов по технологии Print on Demand (печать по требованию), которые были открыты в торговом центре MOOD и на территории двух аэропортов в Стокгольме. Ассортимент киоска включает журналы (более 150), только 30-40% из них не представлены в точках продаж, а также газеты. Стоимость журнала аналогична его стоимости в киоске. В киоске можно выбрать язык печати. Оплата покупки производиться кредитной картой. Печать любого журнала не превышает 2-х минут. Как минус – журнал не имеет рекламных вкладок. Стоимость оборудования – от 40 тыс. евро.

Т.В.Цыбина представила подробный анализ положения киосковых сетей за рубежом, который позволил сформулировать следующие выводы:

–Общеевропейский тренд – модернизация киосков прессы и расширение перечня товаров и оказываемых населению услуг. 

–Наиболее устойчивая экономическая модель распространения прессы через киоски - с расширенным ассортиментом. 

–В большинстве европейский стран в киосках прессы (исключение –  Франция) включены в ассортимент  табак и сигареты, прохладительные напитки. Они является трафикообразующими товарами. 

Выступление Т.В.Цыбиной перешло в оживленную дискуссию, в которой приняли участие председатель правления АРПП А.В.Оськин, С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» (Новосибирск), С.А.Кондрашов, директор ООО «Информбюро» (Тверь), Р.Т.Терекбаев, генеральный директор ОАО «Агентство «Роспечать» (Москва) и другие.

Пресс-служба АРПП