Региональные рынки прессы: состояние, тенденции и перспективы

В заключительный день работы XXVI медиаконференции АРПП были рассмотрены проблемы региональных рынков СМИ.

Экономические аспекты рынка прессы России, методы оптимизации затрат издателей и распространителей озвучил в своём видеовыступлении заместитель начальника управления ФАПМК, члена правления АРПП Г.Н. Кудий. По его словам, финансовые параметры отечественного рынка печатных СМИ за 2013 год оказались заметно хуже, особенно по объёму рекламных сборов. Перед лицом серьёзных финансовых трудностей оказался институт подписки после того, как с 1 июля 2014 года будет прекращено выделение государственных субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с  доставкой подписных изданий населению. 

С ухудшением финансовой стабильности усиливается роль инструментов оптимизации экономики предприятий. В издательской среде в качестве таких рычагов используется сокращение затрат на создание контента - за счёт фотобанков, оплаты фрилансеров, содержания основного и вспомогательного персонала, уменьшения арендуемых площадей под офисы и склады, транспортных и курьерских расходов. Оптимизируются также расходы на распространение - издатели добиваются сокращения возвратов, увеличивают отпускные цены и сокращают бесплатную рассылку. Всё это, в конечном счёте, ведёт к росту нагрузки на журналистов, других сотрудников издательских домов, а, следовательно, к увеличению интенсивности труда.

В целом издательский бизнес, заметил Г.Н. Кудий, пока крайне слабо занимается совершенствованием существующих и разработкой новых печатных продуктов, востребованных населением, и особенно их грамотным выводом на рынок. Всё ещё остаётся открытым вопрос: как издателям печатной прессы строить свою экономику в условиях укоренившейся привычки потребителей пользоваться электронной информацией бесплатно и отсутствия у них желания платить за такую информацию в будущем. 

Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д. Гаврилов представил доклад «Ассортимент прессы и методология заказа. Идеи и результаты экспериментов», в котором продемонстрировал падение продаж традиционной прессы в последние годы. Измерения были проведены на точках собственной сети. Для замера компания выбрала 250 устойчивых номенклатур и 50 постоянных киосков, которые не меняли своих мест, не закрывались, стояли на одном месте и работали. Статистика по точкам в экземплярах бралась за 5 лет. Согласно имеющимся данным, продажи в выборке упали в два раза по отношению к 2007 году.

С.Д. Гаврилов подчеркнул, что отдельные компании, конечно, могут расти. Они могут занимать лучшее положение на рынке в своем городе, вести агрессивную ценовую политику, открывать новые точки. Но статистически правильные замеры — на стабильных точках, на одной и той же выборке — показывают, что, к сожалению, продажи падают. Киоски наиболее подвержены отрицательным тенденциям. «Старый» ассортимент прессы падает сильнее, новых проектов.

Далее докладчик перешел к методологии формирования заказа в своей компании. Для того чтобы не было недопродаж, средний возврат по изданию по сети должен составлять около 40%. Это значит, нужно продавать не меньше 1,5 экземпляров на точку. Пи продажах ниже возвраты в среднем по сети будут приближаться к показателям 60-70%. В зоне риска (продажи издания меньше 1,5 экз. на точку при 40% возврата) находятся 64% всех изданий. Такие издания в киосковых сетях «АРПИ Сибирь» относят в группу «слабо управляемые». Ежегодно количество слабоуправляемых  изданий увеличивается, управляемая часть изданий сокращается. Для сокращения издержек и минимизации трат на слобоуправляемые позиции отменен ручной заказ, он единый на все точки – 1-3 экз., зашит в программе 1С.

Докладчик также привел статистические выкладки, демонстрирующие необходимость насыщения  киоска ассортимента прессой, а не сужение его до хорошо продаемых топовых позиций. Насыщение киоска ассортиментом происходит на 300 наименованиях прессы, далее доход компании от насыщения не увеличивается. При этом добавление к 250-300 наименованиям ядра ассортимента еще 100 наименований улучшает продажи ядра. Поэтому С.Д.Гаврилов считает, что работа с «хвостом» ассортимента неэффективна и трудозатратна, но ее надо поддерживать из-за ассортимента  и продаж ядра.  Нужно выводить из ассортимента только совсем «плохие» позиции, а также пересматривать методологию заказа слабоуправляемых изданий для минимизации затрат.

С докладом «Ситуация на московском рынке розничных продаж прессы» выступила генеральный директор ЗАО «Пресса для Всех» А.Б. Игнатьева. В 2013 году в Москве руководством города с целью улучшения внешнего облика нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции началась проработка вопроса по замене всех киосков прессы на новые европейские модели, так называемые «французские». На реализацию этого проекта необходимы инвестиции в размере 2 млрд. руб. Необходимо произвести замену 2,5 тыс. киосков за один год (2014). Ситуация сложная, т.к. с 2011 года операторы рынка уже начали менять киоски на утвержденный ранее образец, вложив собственные средства. 

Однако до сих пор, со слов А.Б. Игнатьевой, вопрос о том, за чей счет будет происходить замена киосков не решен.  Первоначально Департаментом СМИ и рекламы города Москвы было принято решение о том, что расходы по изготовлению киосков в Москве должны были лечь на распространителей прессы. Средства хотели найти за счет привлечения к участию в проекте рекламных компаний и предоставлениям им рекламных площадей на киосках прессы. Однако этот вариант был неприемлем для распространителей прессы. т.к. планировался аукцион, в котором должны были участвовать рекламные агентства, это бы привело к переделу и разрушению рынка. 

А.Б.Игнатьева сообщила, что для решения проблем замены киосков в Москве в 2013 году была создана Рабочая группа по реализации программы «Дорожная карта по замене в Москве киосков на новые европейские модели», которой удалось решить один из важнейших вопросов – места под киоски прессы будут выделяться через конкурс, что позволит всем операторам рынка прессы сохранить свои розничные сети. Кроме того, 4 апреля состоялось совещание у Черникова В.В.. руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, на котором отраслевому сообществу  был предложена замена киосков прессы в столице за счет бюджета города.

В заключение А.Б.Игнатьева выразила беспокойство в связи с частой сменой модели развития системы распространения прессы в Москве и выразила надежду, что в столице будет выбран оптимальный вариант без ущерба для распространителей и издателей.

О деятельности своего предприятия на рынке прессы Пензы и Пензенской области рассказал индивидуальный предприниматель И.В. Верстунин. Компания «Пресса» работает на рынке более 15 лет и имеет собственную розничную сеть, состоящую из 90 точек: 17 киосков, 73 розничных отдела. Также компания размещает 172 стойки с прессой в магазинах Пензы и Пензенской области и обслуживает сети партнеров, среди которых саратовская ОАО «Роспечать», ГУП УФПС «Почта России» (г.Пенза) из 300 отделений. Докладчик подробно остановился на новом формате работы с прессой – розничные отделы в магазинах самообслуживания, где пресса поставляется не в супермаркет, а на площадях магазина формируется отдельный отдел с прессой, продавцом и отдельной кассой. Продажи розничных отделов в 2-3 раза выше, чем других форматов торговых точек по продаже прессы.

Директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр Т.В. Цыбина проанализировала реализацию на местах рекомендаций приказа Минкомсвязи от 31 июля 2013 года о поддержке системы розничного распространения печатной продукции. В докладе была представлена информация об обеспеченности объектами прессы на 10 тыс. населения. Если рассматривать основные специализированные объекты по распространению прессы, сказала Т.В.Цыбина, то на 10 тыс. человек в России приходится 2 киоска. Если добавить к ним точки в сетях FMCG и на АЗС, то уровень обеспеченность немного увеличится: на 10 тыс. населения будет приходиться 2,5 объекта  прессы. С учетом лотков, пресс-стендов и вендинга обеспеченность составит почти 3 киоска на 10 тыс. населения. В других единицах измерения это соответствует 1 киоску на 3480 жителей. Если учесть в показателях обеспеченности почтовые отделения, реализующие прессу в розницу, то показатель значительно улучшится: на 10 тыс. населения будет приходиться 4 объекта розничного распространения прессы или 1 объект прессы на 2400 жителей РФ. Далее Т.В.Цыбина сообщила, что заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А.К.Волин обратился с просьбой к АРПП собрать и обобщить данные по регионам РФ. На их основание будет готовиться доклад на Всероссийское совещание, посвященное анализу исполнения рекомендаций Приказа №197. В связи с чем  АРПП разослало письма в Комитеты СМИ в 83 субъекта РФ, в которых просила сообщить о ситуации в регионе по киоскам прессы и текущим нормативам. На сегодня получен ответ от 41 субъекта РФ. В презентации Т.В. Цыбина представила профили трех субъектов РФ – Новгородской, Курской и Вологодской областей и информацию о текущем уровне обеспеченности киосками прессы, нормативам по аренде и другим показателям. В заключение своего доклада Т.В.Цыбина представила два рейтинга: города РФ с низким и высоким уровнем обеспеченности киосками прессы.

В ходе пленарного заедания президент АРПП Д.В.Мартынов поздравил с днем рождения заместителя генерального директора по спецпроектам ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз» К.В.Макурина и юриста компании ООО «Пресмаркет» (г.Тверь) Н.Е.Михайлову и вручил им памятные подарки – скульптурное изображение Будды с короной в виде кобр.

В завершающей части пленарного заседания выступили руководители круглых столов. В.В. Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, рассказал о том, что на круглом столе по проблемам подписки была сформирована полная программа действий, направленная на спасение и развитие института подписки на газеты и журналы. Она включает меры со стороны издателей, подписных агентств и ФГУП «Почта России». В.В. Керов также познакомил участников пленарного заседания с рекомендациями круглого стола по подписки через киоски прессы. 

А.Я. Листевник, управляющий субхолдинга «Логос ДИСТРИБЬЮШЕН», представил предложения по поддержке запуска новых издательских проектов и прежде всего о создании льготных условий в киосковых сетях для новых изданий. На заседание было принято решение – изучить эти идеи и направить соответствующее мнение по этой теме в секретариат АРПП для обобщения и выработки отраслевых рекомендаций по новым механизмам в данной сфере. 

В.В. Иванов, представитель ООО «Пресса +», рассказал об итогах круглого стола по законодательным инициативам, остановился на рекомендациях по выработке поправок к действующим законам РФ.

В этот же день генеральный директор ООО «Пресс-Логистик» К.П. Недосекин и генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» ИД Sanoma Independent Media Т.В. Шалыгина провели заседание круглого стола по теме: «Сотрудничество издателей и дистрибуторов в сетевых магазинах самообслуживания». Был обсуждён круг вопросов, затрагивающих особенности распространения периодики в супермаркетах, характер отношений между ритейлом, дистрибуторами и издателями, методы повышения продаж прессы в этом секторе реализации газет и журналов и т.д. 

В заключительной части заседания А.К. Грачева, генеральный директор ООО «Логос-Финанс», от имени аналитической группы конференции представила проект итоговой резолюции, в которую были включены предложения участников всех форумов и дискуссий. После короткого обсуждения резолюция конференции была принята в целом.

Подводя итоги конференции на заключительном вечере, президент АРПП Д.В. Мартынов высоко оценил прошедшее мероприятие. Подчеркнул, что состоявшийся в ходе пленарных заседаний, круглых столов, в процессе неформальных бесед обмен мнениями о ситуации в отрасли печатных СМИ был полезен с практической точки зрения, способствовал лучшему взаимопониманию между участниками медиарынка, позволил наметить ориентиры, по которым будет развиваться отрасль в дальнейшем.

Пресс-служба АРПП


Сергей Гаврилов, ООО «АРПИ «Сибирь»


Антон Волков, ООО «Юнайтед Пресс» ИД Sanoma Independent Media


Алла Игнатьева, ЗАО «Пресса для Всех»


Игорь Верстунин, индивидуальный предприниматель (Пенза)


Татьяна Цыбина, ЗАО «Консалт-Центр»


Кирилл Макурин, ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз»


Вячеслав Керов, Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы


А.Я.Листевник, субхолдинг «Логос ДИСТРИБЬЮШЕН»


Анна Грачева зачитывает резолюцию медиаконференции АРПП