Однако последние данные Росстата показали, что опасения были не столь уж беспочвенны: за первый квартал рост цен в России составил 2,3% (в 2013 году - 1,9%). При этом розничные цены на прессу, как показал мониторинг стоимости газет и журналов в торговых объектах различных форматов, увеличились в среднем на 4,5%. Таким образом, рост цен на периодику не просто оказался в 2 раза больше, чем в целом на продукцию по стране: он за первые три месяца 2014 года почти достиг отметки, до которой в прошлом, 2013 году, добрался лишь по итогам третьего квартала.
Конечно, следует отметить, что главным драйвером увеличения цен на прессу стала категория патворков. Недавно вышедшие на рынок проекты выпустили вторые номера, которые по обыкновению стоят на 60%-100% дороже, а некоторые коллекции просто подорожали в рознице.
Согласно проведенному мониторингу розничных цен на печатную периодику лидерами по росту розничных цен за январь-март (помимо патворков) стали такие издания, как газета «Ведомости», средняя цена на которую выросла на 40%, а также журналы «Школа гастронома» (+34%), «Маша и медведь» (+32%), сборник кроссвордов «777» (+29%). В целом, изменение розничных цен на различные тематические группы периодической печатной продукции характеризовалось в 1 квартале 2014 года следующими параметрами:
• Наибольший прирост стоимости был зафиксирован у изданий тематики «Охота и рыбалка» – в среднем он составил 14%, журналы «Охота», «Рыболов» и «Рыбалка на Руси» подорожали в данной категории больше других.
• Розничные цены на спортивную прессу выросли за 1-ый квартал 2014 года на 7-8%. При этом газета «Спортэкспресс» и еженедельник «Советский спорт - Футбол» в некоторых торговых точках стали стоить на 20-25% больше.
• На уровне рынка выросли цены на кулинарные и научно-популярные издания, а вот ежедневная и деловая пресса подорожала в среднем на 6-7%. Например, «Российская газета» и «Независимая газета» стали дороже на 12%, «Новая газета» - на 10%, «РБК daily» - на 6%, «Твой день» - на 5%).
•Значительных изменений цены на женские и мужские глянцевые журналы о моде и стиле жизни отмечено не было. Не подорожали и автомобильные издания. Особой стабильностью цен могут «похвастаться» такие издания как Cosmopolitan (mini), Women's Health, Men's Health (mini), Elle и «Gala. Биография», ценовая политика которых уже более полугода остается весьма консервативной.
• Периодика прочих тематических групп подорожала в среднем на 2-3%.
Нельзя не вспомнить и о том, что в конце марта Издательский дом «Бурда» объявил о закрытии нескольких своих журналов. Из-за проблем с рекламой и нестабильного курса евро под сокращение попали женские журналы «Лиза Girl», Mini и «Даша». По словам источников, под угрозу закрытия может вскоре попасть и еженедельник «Автомир». Проследив динамику розничных цен на закрывшиеся проекты следует отметить, что попыткой спастись «за счет» читателя издатель не пользовался, то есть стоимость изданий Mini и «Лиза Girl» в последнем году колебалась в пределах ±2%. Подорожала, разве что «Даша»: последние ее выпуски обойдутся читателю в 22-23 рубля, тогда как в начале 2013-го ее можно было приобрести за 16-17 рублей.
Если сравнивать интенсивность роста цен в различных сегментах рынка распространения газет и журналов, то в течение 1 квартала цены на периодику росли, прежде всего, в нестационарной рознице (+5%). В киосках прессы и отделах супермаркетов газеты и журналы подорожали на 3-4%, а вот в минимаркетах прессы остались на уровне конца 2013-го. Однако стоит обратить внимание на то, что речь в данном случае идет о средних ценах.
О том, что дальше будет с ценами на российскую прессу, можно только догадываться, ведь зависят они, как мы видим, не только от издателя и распространителя. Тут может сыграть свою роль и курс российской валюты, и спрос на периодику со стороны читателя. Остается только надеяться, что в этом году не будет побит антирекорд 2012-го, когда рост цен на печатные СМИ обогнал инфляцию более, чем в 2 раза и составил 12%.
Экспертная группа АРПП