Действовавшее с 2008 года в Российской Федерации частичное государственное субсидирование почтовой доставки подписных изданий окончательно отменено в 2014 году, что стало причиной резкого повышения почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку газет и журналов их постоянным читателям. Подписные цены у федеральных изданий выросли в среднем на 18%, у региональных в среднем – на 37%. У многих ежедневных изданий рост конечных подписных цен составил от 50 до 150%. По мнению экспертов рынка подписки, результатом подписной кампании на второе полугодие 2014 года станет падение подписных тиражей не менее чем на 25-30%. В течение 2014-15 гг. вероятен рост тарифов ГЦМПП на магистральную доставку изданий, что вынудит издателей повышать каталожные цены или множить свои убытки.
Участники XXVI конференции АРПП считают необходимым срочно принять ряд неотложных мер, в отсутствие которых на рынке подписки может начаться неконтролируемое падение подписных тиражей и закрытие издательских проектов.
Краткосрочные меры в области традиционной почтовой подписки:
1)Учитывая то, что значительный рост почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку изданий подписчикам стал свершившимся фактом, добиваться их «замораживания» до конца 2015 года, а также – аналогичного «замораживания» тарифов Главного центра магистральных перевозок (ГЦМПП).
2)В связи с тем, что рост почтовых тарифов на подписку с «карточной» системой доставки приближает стоимость этой формы подписки к стоимости подписки с «адресной» системой доставки, подготовить программу продвижения подписки с «адресной» системой доставки.
3)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы и Ассоциации распространителей периодической печатной продукции поставить перед ФГУП «Почта России» вопрос о необходимости определения реальных сроков доставки газет и журналов подписчикам и соблюдения этих сроков: повышение конечных подписных цен будет принято подписчиками лишь в том случае, если оно будет сопровождаться повышением качества почтовой доставки.
4)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы подготовить и согласовать с ФГУП «Почта России», издателями и подписными агентствами список акций продвижения и иных маркетинговых инструментов, необходимых для развития подписки на современном этапе.
5)Разработать новую концепцию «Декады подписки» для повышения ее эффективности. Согласовать с ФГУП «Почта России» организацию во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года 15-дневной «Декады подписки» (с 15 по 30 мая 2014 года), с предоставлением издателями и ФГУП «Почта России» максимально возможных скидок для подписчиков.
6)Согласовать возможность предоставления ФГУП «Почта России» издателям и подписным агентствам информации о подписчиках, начиная с подписной кампании на первое полугодие 2015 года.
7)Изменить сроки завершения подписных периодов, продлив подписку на первое полугодие до 31 декабря включительно, на второе полугодие - до 30 июня включительно.
8)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы провести переговоры с ФГУП «Почта России» об организации во время «декад подписки» в почтовых отделениях специальных окон для приема подписки без очереди. Поставить перед ФГУП «Почта России» вопрос о необходимости создания услуги «Почтальон на дом» для оформления подписки на дому.
9)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы подготовить проект государственной программы по льготной подписке на газеты и журналы для студентов и школьников РФ и представить его в Федеральное Собрание и Правительство РФ.
10) Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы продолжить информационную активность, связанную с пропагандой необходимости возвращения практики государственного субсидирования подписки на прессу путем предоставления целевых субсидий ФГУП «Почта России».
11) Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы разработать проект долговременной программы по информационно-рекламному продвижению подписки и организовать пилотный проект рекламной кампании совместно с издателями и подписными агентствами.
12)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы провести аудит интернет-сайта ФГУП «Почта России» и передать руководству почтового оператора его результаты для оптимизации работы сайта в целях содействия продвижению подписки на газеты и журналы.
Краткосрочные меры в области подписки в киосках прессы:
1)Альянсу в поддержку института подписки на газеты и журналы подготовить предложения по развитию подписки на печатную прессу на базе киосковых сетей. Актуальность вопроса связана с тем, что подписные цены сегодня в среднем на 50% выше розничных.
Долгосрочные меры:
1) Внесение изменений в действующее законодательство, о необходимости которых постоянно заявляют члены медиасообщества:
- законодательное закрепление статуса института подписки как социально значимой формы распространения СМИ (в статье 25 Федерального закона «О средствах массовой информации»);
- возвращение практики государственного субсидирования подписчиков путем выделения целевых государственных субсидий ФГУП «Почта России» для полной компенсации убытков, возникающих от предоставления услуги по приему подписки у населения и доставке газет и журналов подписчикам;
- снижение до 5% ставки НДС на услуги по экспедированию и доставке подписных тиражей газет и журналов (в Налоговом кодексе РФ);
- отнесение рекламы периодических печатных изданий и подписных каталогов на прессу к социальной рекламе (в законе «О рекламе»);
- установление одинаковых условий для проведения каталожной подписки и подписки через интернет-ресурсы (в Федеральном законе «О правах потребителей»);
2) Выделение ФГУП «Почта России» дополнительных средств, необходимых для модернизации инфраструктуры доставки подписных изданий.
3) Разработка и принятие программы бесплатной (финансируемой государством) подписки на одно общественно-политическое федеральное издание и одно общественно-политическое региональное издание для молодых людей, достигающих 18-летнего возраста.
4) Разработка и принятие программы бесплатной (финансируемой государством) подписки на одно общественно-политическое федеральное издание и одно общественно-политическое региональное издание для пенсионеров, ветеранов войны и труда, а также многодетных семей.
5) Создание новых форм продвижения подписки с учетом зарубежного опыта и изменения социальной структуры страны. Создание полноценной системы подписки в интернете, в том числе через мобильные устройства: в форме электронных подписных каталогов в интернет-магазинах подписки на печатную и электронную прессу.
Участники XXVI конференции АРПП