Итоговая резолюция XXVI международной конференции АРПП

Участники XXVI международной конференции АРПП, представляющие издательские и распространительские компании, которые осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации, а также в ближнем и дальнем зарубежье, выражают серьёзную озабоченность в связи с усилением негативных процессов, происходящих в сфере производства, издания и распространения печатной продукции в России.

Нынешняя практика и появившиеся в последнее время некоторые инициативы по реформированию отрасли, на наш взгляд, противоречат федеральной политике по сохранению и развитию системы информационного обеспечения населения, информационной безопасности России. 

В стране сложилась критическая ситуация в сфере розничного распространения печатной продукции, о чём свидетельствуют падение объёмов продаж периодики и книг, снижение прибыльности их распространения. Администрации на местах под различными предлогами создают крайне тяжёлые условия для функционирования киосковой розницы, в том числе за счёт повышения арендных плат, требований замены дизайна и архитектуры киосков в экономически необоснованные сроки и с крайне обременительными дополнительными расходами. Более того, региональные власти ограничивают ассортимент продаваемых в киосках  прессы товаров, способствующих поддержанию экономической стабильности сетей. Чиновники диктуют рынку условия и параметры функционирования киосков прессы, что является нарушением действующего законодательства РФ.

Есть серьезные проблемы и в сфере подписки, которая для большинства жителей  сельских отдаленных районов является одной из главных форм регулярного доступа к информации. Серьезным препятствием развития подписки являются высокая цена (выше розничной), низкий уровень обслуживания и несвоевременная доставка газет и журналов по каналу федерального оператора.

Принимая во внимание социальную значимость прессы и системы распространения прессы, участники конференции считают необходимым осуществить комплекс первостепенных мер силами профессионального сообщества в тесном сотрудничестве с государственными властями разного уровня:

1.Общерыночные меры:

- Обеспечить более тесное сотрудничество и взаимную поддержку издателей и распространителей в решении актуальных проблем на рынке прессы. 

- Продолжить консолидированную работу по внесению поправок в законодательство РФ по регулированию поддержки в медиаотрасли.

- Проводить активную работу по созданию и запуску на российском рынке новых издательских продуктов, оказывать им поддержку во всех распространительских структурах путем предоставления льготных условий при вхождении в торговую сеть.

- Активно развивать мультимедийные форматы в сфере СМИ и реализации СМИ, развивать концепцию 360 градусов в издательском и дистрибуторском деле. Содействовать взаимоподдержке и взаимодополняемости электронных и печатных СМИ.

2.В сфере розничного распространения:

- Содействовать развитию розничных продаж периодики  на всей территории РФ как важного элемента укрепления единого информационного пространства страны путем реализации принципа «Пресса – везде!». Необходимо разработать технологии поставок прессы в максимально широкое количество торговых точек, в т.ч. неспециализированных – сети FMCG и другие.

- Активно продвигать в регионах РФ практическую реализацию положений приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

- Для повышения ответственности региональных властей за сохранение целостности единого информационного пространства предложить внести в статистическую отчётность руководителей субъектов РФ данные о количестве киосков, павильонов прессы и книжных магазинов, действующих на территории этого субъекта.

- Разработать предложения в законодательные органы по предоставлению предприятиям, участвующим в розничном распространении периодики и книг, режим максимального налогового благоприятствования при расчётах за аренду земельных участков, оплате коммунальных платежей и т.п. выплат.

- Рекомендовать издателям и распространителям прессы активно добиваться ликвидации чиновничьего произвола и диктата в части формирования ассортимента прессы, как нарушающего законодательство РФ в данной сфере.

- Содействовать развитию розничных продаж прессы в почтовых отделениях связи, как важной формы расширения системы распространения прессы в стране.

3.В сфере распространения печатной продукции через супермаркеты:

- Активно содействовать продвижению прессы в сетях магазинов супермаркетов, добиваться снижения бонусной нагрузки со стороны ритейла на издателей и дистрибуторов.

- Активно продвигать внесение поправок в законодательство РФ о поддержке  прессы в сетях супермаркетов как социально-значимого товара.

- Способствовать расширению количества магазинов самообслуживания, реализующих печатную продукцию и максимально льготных условиях.

4.В сфере подписки на печатную прессу:

- На фоне роста подписных тарифов возрастает актуальность адресной подписки на российском рынке, которая позволила бы издательствам выйти на новый уровень управления подписными тиражами. В связи с этим необходимо совместно с ФГУП «Почта России» проработать и решить комплекс вопросов по развитию системы «адресной» подписки на газеты и журналы, в т.ч. за счёт введения льготного тарифа на пересылку периодических печатных изданий.

- Разработать механизм, в т.ч. изыскать источники финансирования, по программе льготной подписки на газеты и журналы для студентов и школьников РФ.

- Совместно с ФГУП «Почта России» разработать новую концепцию декады подписчиков в стране как важного инструмента сохранения подписки в условиях значительного роста цен.

Участники XXVI медиаконференции АРПП