Нынешняя практика и появившиеся в последнее время некоторые инициативы по реформированию отрасли, на наш взгляд, противоречат федеральной политике по сохранению и развитию системы информационного обеспечения населения, информационной безопасности России.
В стране сложилась критическая ситуация в сфере розничного распространения печатной продукции, о чём свидетельствуют падение объёмов продаж периодики и книг, снижение прибыльности их распространения. Администрации на местах под различными предлогами создают крайне тяжёлые условия для функционирования киосковой розницы, в том числе за счёт повышения арендных плат, требований замены дизайна и архитектуры киосков в экономически необоснованные сроки и с крайне обременительными дополнительными расходами. Более того, региональные власти ограничивают ассортимент продаваемых в киосках прессы товаров, способствующих поддержанию экономической стабильности сетей. Чиновники диктуют рынку условия и параметры функционирования киосков прессы, что является нарушением действующего законодательства РФ.
Есть серьезные проблемы и в сфере подписки, которая для большинства жителей сельских отдаленных районов является одной из главных форм регулярного доступа к информации. Серьезным препятствием развития подписки являются высокая цена (выше розничной), низкий уровень обслуживания и несвоевременная доставка газет и журналов по каналу федерального оператора.
Принимая во внимание социальную значимость прессы и системы распространения прессы, участники конференции считают необходимым осуществить комплекс первостепенных мер силами профессионального сообщества в тесном сотрудничестве с государственными властями разного уровня:
1.Общерыночные меры:
- Обеспечить более тесное сотрудничество и взаимную поддержку издателей и распространителей в решении актуальных проблем на рынке прессы.
- Продолжить консолидированную работу по внесению поправок в законодательство РФ по регулированию поддержки в медиаотрасли.
- Проводить активную работу по созданию и запуску на российском рынке новых издательских продуктов, оказывать им поддержку во всех распространительских структурах путем предоставления льготных условий при вхождении в торговую сеть.
- Активно развивать мультимедийные форматы в сфере СМИ и реализации СМИ, развивать концепцию 360 градусов в издательском и дистрибуторском деле. Содействовать взаимоподдержке и взаимодополняемости электронных и печатных СМИ.
2.В сфере розничного распространения:
- Содействовать развитию розничных продаж периодики на всей территории РФ как важного элемента укрепления единого информационного пространства страны путем реализации принципа «Пресса – везде!». Необходимо разработать технологии поставок прессы в максимально широкое количество торговых точек, в т.ч. неспециализированных – сети FMCG и другие.
- Активно продвигать в регионах РФ практическую реализацию положений приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».
- Для повышения ответственности региональных властей за сохранение целостности единого информационного пространства предложить внести в статистическую отчётность руководителей субъектов РФ данные о количестве киосков, павильонов прессы и книжных магазинов, действующих на территории этого субъекта.
- Разработать предложения в законодательные органы по предоставлению предприятиям, участвующим в розничном распространении периодики и книг, режим максимального налогового благоприятствования при расчётах за аренду земельных участков, оплате коммунальных платежей и т.п. выплат.
- Рекомендовать издателям и распространителям прессы активно добиваться ликвидации чиновничьего произвола и диктата в части формирования ассортимента прессы, как нарушающего законодательство РФ в данной сфере.
- Содействовать развитию розничных продаж прессы в почтовых отделениях связи, как важной формы расширения системы распространения прессы в стране.
3.В сфере распространения печатной продукции через супермаркеты:
- Активно содействовать продвижению прессы в сетях магазинов супермаркетов, добиваться снижения бонусной нагрузки со стороны ритейла на издателей и дистрибуторов.
- Активно продвигать внесение поправок в законодательство РФ о поддержке прессы в сетях супермаркетов как социально-значимого товара.
- Способствовать расширению количества магазинов самообслуживания, реализующих печатную продукцию и максимально льготных условиях.
4.В сфере подписки на печатную прессу:
- На фоне роста подписных тарифов возрастает актуальность адресной подписки на российском рынке, которая позволила бы издательствам выйти на новый уровень управления подписными тиражами. В связи с этим необходимо совместно с ФГУП «Почта России» проработать и решить комплекс вопросов по развитию системы «адресной» подписки на газеты и журналы, в т.ч. за счёт введения льготного тарифа на пересылку периодических печатных изданий.
- Разработать механизм, в т.ч. изыскать источники финансирования, по программе льготной подписки на газеты и журналы для студентов и школьников РФ.
- Совместно с ФГУП «Почта России» разработать новую концепцию декады подписчиков в стране как важного инструмента сохранения подписки в условиях значительного роста цен.
Участники XXVI медиаконференции АРПП