15 апреля комитет Госдумы по информационной политики одобрил поправки, в соответствии с которыми вводится учет блогеров. Кроме того, по обязанности соблюдать законодательство их фактически приравняют к СМИ. Все социальные сети под угрозой штрафов должны раскрывать информацию о своих пользователях, чья суточная аудитория превышает три тысячи посещений.
Поскольку поправки рекомендованы сразу ко второму чтению, то положения закона существенно точно не изменятся — в третьем чтении допускаются только технические правки. theRunet рассказывает, что нужно знать о новом законе.
В российском законодательстве впервые появилось понятие блогер. В новом законе этому термину дается такое определение: лицо, размещающее открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте (странице) в сети «Интернет», если суточная аудитория доступа к такому сайту (странице) составляет более трех тысяч посещений.
Что такое посещения
В тексте закона не говорится, что именно понимается под термином посещения. В интернет-статистике посещениями принято считать сессии, то есть множество заходов на сайт с одного и того же устройства с определенной разницей во времени. Для Google Analytics разными сессиями считаются заходы с разницей в полчаса, для LiveInternet — в 15 минут. Впрочем, поскольку в законе напрямую не дается определения «посещениям», то под этим понятием авторы документа могут понимать и число хитов (просмотров страниц), и число хостов (число уникальных IP-адресов, с которых открывали сайт).
Блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой информации и «незамедлительно» удалять недостоверные сведения.
Всем пользователям интернета с трехтысячной ежедневной аудиторией запрещается скрывать «общественно значимые сведения», равно как и фальсифицировать их. Что считать такими сведениями, в законе не говорится.
Блогеры должны соблюдать правила публикации материалов о выборах и референдумах, то есть не публиковать данные опросов за пять дней до голосования. В день выборов запрещено публиковать экзит-поллы вплоть до закрытия участков.
Блогеры обязаны следить за соблюдением законодательства, то есть не распространять экстремистскую информацию, не раскрывать гостайну, не публиковать оскорбительные высказывания, а также избегать матерных выражений. Наказания за эти действия уже прописаны в других законах.
Блогеры должны не только следить не только за тем, что пишут они сами, но и за другими пользователями, которые могут написать что-то на их странице. Таким образом, каждый блогер отвечает не только за свои посты, но и за любой комментарий на его странице.
Каждый блогер обязан указать на своей странице свою фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты. Никакого наказания за невыполнения этого предписания законом пока не предусмотрено.
Всероссийская перепись блогеров
Всех блогеров занесут в специальный реестр. За перечень будет отвечать Роскомнадзор. Ведомство разработает методику расчета суточной аудитории и будет искать пользователей, у которых она превышает три тысячи посещений в сутки. Как отмечается в проекте закона, добавлять блогеров в реестр будут в том числе и по обращениям граждан.
Роскомнадзор получит право запрашивать у «организаторов распространения информации» (это, как и блогер, тоже новое понятие в российском законодательстве) данные о личности каждого пользователя. Организатором распространения информации считается «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ», которые используются для «приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей». Как заявил глава комитета Алексей Митрофанов, под это определение подпадают Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и любые другие социальные сети в самом широком смысле.
Блог исключается из реестра автоматически, если в течение полугода его суточная аудитория не превышает трех тысяч посещений. Добиться исключения пользователь интернета сможет и по собственному заявлению, которое можно подать после трех месяцев, в течение которых на сайт заходили меньше трех тысяч раз в день.
Как это работает
Роскомнадзор находит некий блог — это может быть персональный сайт, страница в социальной сети и так далее. Используя свою методику, ведомство вычисляет суточную аудиторию блога. Если она превышает три тысячи человек, Роскомнадзор просит «провайдера хостинга» или иное лицо, «обеспечивающее размещение открытого персонального сайта», предоставить данные о владельце той или иной страницы. Сведения должны позволить идентифицировать пользователя, но их перечень в законе не приводится. На ответ у адресата Роскомнадзора есть три рабочих дня. После получения информации от провайдера Роскомнадзор уведомляет пользователя интернета о том, что он является блогером и добавляет его в реестр.
Если провайдер не предоставит сведений о пользователе, то для него положен штраф: до 50 тысяч рублей для физических лиц и до трехсот тысяч рублей для юридических. Законом также вводятся штрафы для «организаторов распространения информации», которых обязывают по первому требованию предоставлять Роскомнадзору и сотрудникам правоохранительных органов информацию о всех действиях пользователей.
Источник: theRunet