Сейчас регулированием интернета в части доменных имен, IP-адресов и прочих механизмов занимается созданная при участии правительства США международная некоммерческая организация Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICAAN). Однако в 2013-2014 годах глобальной общественности стали известны ранее неизвестные факты о методах работы разведывательных структур ряда стран, о практике массового сбора и хранения персональных данных граждан. Все это выявило уязвимость глобальной сети и продемонстрировало, что частная жизнь каждого пользователя может находиться под пристальным вниманием определенного круга лиц.
В связи с этим глава Минкомсвязи России заявил о необходимости равноправного участия всех государств в управлении инфраструктурой интернета и недопущении ситуации массового нарушения прав и основополагающих свобод человека.
Далее приведена речь министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова на NETmundial-2014, который состоялся в Сан-Паулу (Бразилия).
«Уважаемые дамы и господа!
Позвольте выразить благодарность Правительству Федеративной Республики Бразилия за организацию мероприятия.
Также хочу поприветствовать всех участников сегодняшней встречи. Она посвящена исключительно важной теме — обсуждению вопроса о совершенствовании действующей модели управления инфраструктурой интернета, которая, на наш взгляд, переживает серьезный кризис.
Отмечу, что эффективно решать этот вопрос можно лишь при условии тесного международного сотрудничества и при ведущей роли государств.
Очевидно, что сегодня мировому сообществу нужны незамедлительные, скоординированные и эффективные действия, направленные на совершенствование действующей модели управления инфраструктурой интернета.
Особо отмечу, что государство рассматривает гражданское общество как важного партнера и союзника в вопросах выстраивания сбалансированной, безопасной и уважающей права человека экосистемы интернета. За последние годы многие формы и методы такого сотрудничества апробированы и дали хорошие результаты.
Мы разделяем мнение о том, что модель управления инфраструктурой интернета должна быть многосторонней (multistakeholder). Это понимание было отражено в совместном заявлении глав государств «восьмерки» в Довиле в 2011 году.
Однако, на наш взгляд, нужно четко определить роли всех заинтересованных сторон в этом процессе, в том числе государств. Ведь именно государства являются субъектами международного права, именно они выступают гарантом прав и свобод своих граждан, играют основную роль в вопросах экономики, безопасности и стабильности информационной инфраструктуры интернета, принимают меры для предупреждения, выявления и пресечения противоправных действий в глобальной сети.
Участие государств в сфере своих полномочий в процессе принятия решений по вопросам управления инфрастуктурой сети интернет позволит решить следующие проблемы:
•использование интернета в целях массового нарушения прав и основополагающих свобод человека, что противоречит как национальному законодательству, так и международному праву, а также подрывает доверие людей к глобальной сети;
•отсутствие баланса между обеспечением безопасности в интернете и соблюдением прав человека;
•отсутствие единого центра для выработки межгосударственной политики и международных стандартов в области надлежащего управления инфраструктурой интернета.
Российская Федерация исходит из понимания того, что интернет должен оставаться открытым, транснациональным ресурсом, наделенным справедливым и по-настоящему международным механизмом управления инфраструктурой, способным породить уверенность, доверие и всеобщие равные возможности для экономического развития.
Не скрою, что нас беспокоит низкий уровень координации международных, региональных и национальных усилий по управлению инфраструктурой интернета.
Отдельные вопросы управления инфраструктурой интернета разделены между различными организациями и решение их слабо скоординировано. К примеру, Форум по вопросам управления использования интернета (ФУИ) не является ответственным органом за выработку и принятие глобальной политики в области управления инфраструктурой интернета. И по своему формату не может быть наделен такими полномочиями. ICANN не имеет согласованного на международном уровне мандата для обеспечения своей деятельности, ее функции сводятся к управлению лишь критическими ресурсами интернета. Кроме того, ICANN не является международной правительственной организацией с глобальной представленностью стран, что автоматически не позволяет соблюсти принцип равноправия государств применительно к сфере управления инфраструктурой интернета.
На наш взгляд, для решения указанных задач в рамках ООН может быть создана (определена) отдельная международная структура, призванная разрабатывать и побуждать, внедрять в национальные законодательства международно-правовые нормы и иные стандарты в области управления инфраструктурой интернета, а также обеспечивать координацию и взаимосвязь профильных международных структур, институтов, организаций и иных форумов. Либо такими функциями может быть наделен МСЭ (Международный союз электросвязи) как профильная международная организация.
Российская Федерация готова обсуждать в рамках встречи различные идеи и предложения, которые могут в перспективе помочь международному сообществу создать поистине безопасную, открытую и эффективную модель управления инфраструктурой интернета, основанную на согласованных на международном уровне нормах и иных стандартах.
Отмечу, что в заранее направленном организаторам Глобальной встречи российском вкладе отражены правовые, политические, институциональные и технические вопросы, с которыми сталкиваются граждане наших стран, наша общественность, а также сделаны конкретные предложения по созданию новой, отвечающей интересам большинства государств модели управления инфраструктурой интернета.
В итоговых документах Глобальной встречи необходимо подчеркнуть роль государств в процессе управления инфраструктурой интернета, затвердить права государств определять и проводить государственную политику, в том числе международную, по вопросам управления инфраструктурой сети интернет, обеспечивать безопасность национального сегмента сети интернет, а также регламентировать деятельность на своей территории эксплуатационных организаций, предоставляющих доступ к сети интернет или осуществляющих пропуск интернет-трафика.
Без включения этих базовых, основополагающих принципов документ не будет иметь добавленной стоимости.
На данном этапе мы не видим возможностей для достижения консенсуса между различными подходами к вопросу управления инфраструктурой интернета. Это показали распространенные организаторами мероприятия проекты итоговых документов, в которых многие положения фактически противоречат друг другу. В этой связи в качестве компромисса мы предлагаем оформить итоги встречи в виде доклада ее председателя.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что мы будем и далее проводить курс на укрепление международного сотрудничества в области управления инфраструктурой сети интернет. Не сомневаюсь, что оно всегда будет конструктивным.А вклад России в этой сфере — весомым».
Источник: Минкомсвязь России